Фрагмент ТВ программы "Сила Книги Зоар"
Как известно, чем больше мы исследуем древние библейские источники, тем больше мы убеждаемся, что традиция, приписывающая им свою датировку, права.
И философам, безосновательно утверждающим, что книга Зоар написана в Испании в 13 веке и даже позже, в средние века, приходится в последнее время отступать и нехотя соглашаться со сказанным в самой книге Зоар о ее написании во 2 веке Рашби.
Один из распространенных доводов в пользу того, что книга Зоар написана не две тысячи лет назад, а намного позже, это то, что там используются слова, которые, якобы, появились в языке позже.
Но вот сегодня пришла новость о новой расшифровке древних документов на арамейском языке:
"Многое в текстах дает нам новую информацию или меняет наши прежние знания.
Там, например, есть слова, которые, как я знаю, использовались в более поздних диалектах, однако я не знала, что они использовались в Персии около 500 года до н. э.
Для исследователя арамейского языка это достаточно важное открытие" - рассказала Анналиса Аццони (Annalisa Azzoni) - специалист по древнему арамейскому языку, которая сейчас работает с архивом из Персеполиса в Институте Востока.
Хочется верить, что в ближайшее время все заблуждения о каббале исчезнут, и мы сможем, используя ее, сделать мир совершенней.
Рабби Шимон и девять его учеников
Подготовка к изучению книги Зоар
"Человек" – тот, в ком сочетаются получение и отдача. Он обладает свободой воли, чтобы получать, обретая при этом форму дающего.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
1-я часть (Книга Зоар, глава "Бехукотай", п.1)
Не бывает бесцельных помех. Каждую помеху на пути можно использовать как средство ускорения.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Зоар, глава "Хаей Сара", 172: "И расположил он верблюдов вне города, возле колодца с водой".
"Вне города" – на кладбище. "Возле колодца с водой" – те, которые предшествуют возрождению из мертвых на кладбище.
Это поддерживавшие Тору и дававшие пожертвования. Ведь, когда сходит человек в могилу, о чем спрашивают у него вначале?
Установил ли он времена для Торы, о чем сказано: "И упрочены будут времена твои". И уж тем более при выходе его не возникает сомнения в том, чтобы оживить его первым.
Вопрос: Как человеку помогает в могиле то, что он занимался Торой?
Ответ: Он занимался Торой и благодаря этому достиг такого состояния, когда "умер" на своей предыдущей ступени и "сошел в могилу", а теперь он обновляется и получает новое воплощение, рождаясь на новой ступени.
Желание наслаждаться находилось в стадии зародыша (ибур), а когда закончило ее, должно родиться. Поэтому прежнее состояние теперь называется для него "могилой".
То самое материнское лоно, в котором заключалась вся его жизнь, весь его мир, который он видел от края до края и в котором рос, теперь превращается в его могилу.
Эгоистическое желание, которое он отменяет и не может вместе с ним работать, обязано перейти в новое состояние.
И поэтому его спрашивают: "Ты занимался Торой? Хотел, чтобы свет на тебя подействовал?". Сейчас ты откроешь новое состояние.
У тебя для этого есть все твои усилия, которые ты вложил за все годы духовного развития внутри матки матери, а сейчас она обращается в твою могилу, и из нее ты рождаешься с новым желанием.
А с чем еще мы можем прийти к новой ступени? Почему мы не перепрыгиваем через них? Потому что нам нужно накопить на предыдущей ступени желания, в которых мы сможем понять и раскрыть новую ступень.
Новая ступень не спускается уже готовая сверху. Те же самые желания, в которых я прежде находился и с которыми работал, они-то теперь и превращаются в новую ступень, совершенствуются.
Из урока по книге Зоар, 11.03.2010
Если ты правильно действовал на своей текущей ступени и "занимался Торой", то есть притянул нужный свет, то эта ступень становится для тебя "могилой", а вместо нее впереди возникает новая ступень.
По сути, это та же самая ступень, но на большую глубину, с большими выяснениями, раскрывающая больший свет.
В той же самой малхут мира Бесконечности ты раскроешь все миры, один за другим – от старых до новых.
Продвигаясь все дальше вглубь, ты постепенно раскроешь все мироздание. Ты и сейчас в нем находишься, но много ли ты видишь?
Если ты приложил достаточное усилие, то значит реализовал свою предыдущую ступень, и она превратилась в следующую.
А если не работал – так у тебя ее не будет, откуда она возьмется? Ты должен развить ее сам – развить свое зрение, восприятие.
Ты и сейчас находишься в мире Бесконечности, так почему же ты его не видишь, а видишь этот мир?! Потому что тебе не хватает желания!
Для того чтобы его развить, нужно притянуть свет, и ты ощутишь себя в мире Бесконечности.
А чтобы привлечь свет, нужна группа, учеба – то, что называется "заниматься Торой". Этот вопрос тебе будут задавать при переходе с каждой ступени на ступень.
Написано, что когда человек умирает и попадает в Высший суд, его спрашивают: "Ты занимался Торой? Ждал спасения?" То есть было ли у тебя правильное средство и правильная цель. И где же они?!
Если в тебе возник правильный вопрос, правильное требование, то ты раскроешь следующую ступень.
А если нет, то ты не "умрешь", и у тебя пока не будет "могилы", ты еще не достиг такого состояния, которое бы ощущал как свою могилу – а значит, и не видишь перед собой следующего состояния, в котором бы мог родиться.
Когда ты заканчиваешь прошлую ступень и не можешь в ней больше находиться – она называется твоей могилой.
Это совсем не страшно! Дай Бог нам побыстрее пройти все перевоплощения.
Из урока по книге Зоар, 11.03.2010
Вопрос: Человек, заканчивающий предыдущую ступень, которая отмирает и становится для него "могилой", знает, что возродится из нее вновь?
Ответ: Его это не волнует. Он не может больше оставаться в своем старом желании. Оно становится ему отвратительным!
Все умирает, невозможно больше жить на этой ступени – она становится ступенью получения, а он хочет жить в большей отдаче.
Его не волнует, что ждет его впереди – он не может здесь больше оставаться, это для него смерть.
Ощущение смерти на своем прежнем уровне приводит его к рождению на следующей ступени. Могила превращается в матку матери, и все заново начинает развиваться...
До тех пор, пока матка снова не становится его могилой (матка, рехэм = могила, кевэр). Так низшая ступень превращается в высшую. Так мы продвигаемся.
И мы ничего не получаем готовым сверху, мы работаем с тем же самым желанием, исследуя его на все большую глубину благодаря свету, возвращающему к источнику, и раскрывая, что больше не способны в нем оставаться и должны родиться на новом уровне, во что бы то ни было!
Мы бежим во тьму! Мы не видим впереди себя новой ступени, озаренной светом! Это словно выход из Египта – в темноте, в спешке, лишь бы сбежать.
Потому что настоящее состояние становится мне совершенно невыносимым – лучше смерть, чем такая жизнь. Вот тогда я и рождаюсь...
Из урока по книге Зоар, 11.03.2010
В последнее время я получаю много вопросов и жалоб, почему мы начали изучать Зоар – ведь мы ничего в нем не понимаем!
Другие, наоборот, пишут: "Если Зоар приносит окружающий свет, почему мы не начали учить его раньше, и потеряли столько лет?"
Но те люди, которые учатся много лет и сейчас приступили к изучению Книги Зоар, чувствуют, что не могли подступиться к этому раньше.
Необходима подготовка, зрелое желание, понимание, что нет выбора, и иначе мы не сможем ничего добиться, что в нем существует особая чудесная сила, и только она может нам помочь – ведь не в моих силах самому подняться на эту гору, и остается только ждать спасения свыше.
Для того, чтобы человек начал искать света, возвращающего к источнику, он должен прежде разувериться в своих силах и увидеть, что ничего сам не достигнет.
Как написано о египетском рабстве: "И возопили сыны Израиля от этой работы".
То есть ты поднимаешь руки, понимая, что больше нечего делать – ты перепробовал все и видишь, что ничего не помогает.
А для этого нужно быть уже "старым" и опытным, занимаясь каббалой несколько лет.
Такое ощущение не дается просто так, да и затраченные годы не пропадают напрасно! В них есть огромная польза, которая потом нам раскроется.
Из урока по книге Зоар, 12.03.2010
Мы не могли раньше начать учить Книгу Зоар, вы бы его просто не выдержали.
Но в то же время, приходят новые ученики и видят, что люди, которые учатся уже несколько лет, теперь открывают Зоар и чувствуют, что действительно оттуда может прийти спасение – а у них пока нет такой потребности.
Они воспринимают эту книгу совершенно непонятной и сухой, неподходящей для начинающего. Им хочется чего-то, более направленного на логику, на чувства.
Но нам нужно принять во внимание такое условие: в тот момент, когда группа, уже много лет находящаяся в пути, достигает состояния, когда может наконец воспринять Книгу Зоар, и в своей основной массе находится на таких уровнях развития, на которых окружающий свет должен завершить над ними свою работу и перевести их всех через махсом – мы обязаны открыть эту книгу для старых учеников.
А что же будет с новенькими? Всегда будут люди, которые только начинают! До самого Конца исправления всегда будут люди, которые находятся на пути своего исправления уже много лет, и такие, кто только начал. И что же делать?
Но в тот миг, когда основная масса учеников, которая идет во главе, приступает к изучению Книги Зоар, все остальные могут сократить время! Они могут сделать прыжок, если присоединятся к остальным.
Мы видим это на примере нашего мира, как это происходит с детьми.
Ребенок рождается и сразу попадает в условия, которые подготовили для него взрослые, затратив множество усилий: родильный дом со всевозможным оборудованием, детское питание, памперсы - полмира работает, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым.
И ребенок включается в весь этот мир и растет в своем поколении, а не начинает все с начала, с первобытного состояния, как было 20 тысяч лет назад.
Он сразу попадает на современный уровень, окруженный компьютерами, мобильными телефонами, mp3-плеерами – мы отдаем ему все лучшее, что смогли создать.
И точно так же в духовном – даже когда приходят "дети", которые ничего не имеют и только что "родились", мы обязаны обеспечить их всем, что подобает нашему поколению старых учеников.
И они все это быстро усвоят и вырастут еще выше нас.
Из урока по книге Зоар, 12.03.2010
Вопрос: Если изучая Книгу Зоар, мы хотим притянуть окружающий свет, то почему мы читаем его с Комментарием Бааль Сулама, а не оригинальную Книгу Зоар?
Ответ: Прежде всего, сам Зоар написан на арамейском языке, на котором говорили в древнем Вавилоне, и он непонятен современному читателю.
Кроме того, он полон иносказаний и якобы материальных картин, и если не читать его вместе с каббалистическим комментарием Сулам (Лестница), мы не сможем оторваться от материальных образов.
Поэтому, соединив оригинальный текст Зоара со своим комментарием Сулам, Бааль Сулам вводит нас в понимание Зоара и в правильную структуру, и мы начинаем видеть весь этот текст через "три линии".
Ведь без подхода в трех линиях невозможно правильно подступиться к Торе.
Вся Тора написана в трех линиях: надо взять две линии, правую и левую, данные нам свыше, желание и свет, и правильно их соединить. Таким правильным сочетанием мы строим свою душу.
Поэтому Книгу Зоар невозможно изучать без Комментария Сулам.
Когда наше поколение подошло к изучению науки каббала и к этапу исправления, к глобальному кризису, раскрывающемуся между душами, тогда раскрывается и это средство, которое называется "Комментарий Сулам" и добавлено к Книге Зоар.
И теперь мы можем использовать это средство в его полную силу.
А мы еще немного упростили и облегчили текст, сократив некоторые технические детали, чтобы он был доступнее современному читателю, и потому назвали его "Зоар – народу".
Из урока по книге Зоар, 12.03.2010
Зоар. Глава "Хаей Сара". 220) "Обещал Я вам, что будете вы все как ангелы и сыновья Всевышнего" – но при получении Торы поступили вы по произволу своему, то есть прегрешили, и потому, как Адам, умрете".
Однако над каждым, занимающимся Торой, не может властвовать тот самый змей зла, который омрачил землю.
Благодаря занятиям каббалой, высший свет, словно магнит, удерживает тебя наверху, а этот змей, смерть, наше эгоистическое желание, отнимающее у нас жизнь, остается внизу и не может властвовать над человеком!
Человек поднимается над своей животной жизнью и даже не чувствует, как она прекращается.
Нам нужно только желать, чтобы свет, приходящий при чтении Книги Зоар, произвел в нас изменения.
Несмотря на все премудрости, заключенные в науке каббала, которая способна объяснить все происходящее в нашем мире и весь пройденный нами путь, но если мы хотим подняться на более высокую ступень, то нам необходима сила, которая может нас туда притянуть.
А за счет своего ума и ощущений мы не сможем подняться – мы должны получить новое развитие, высшего уровня.
Подобно тому, как неживой камень отличается от растения и никогда не сможет его понять, как собака или кошка не способны понять, что значит быть человеком – так и мы не способны своим разумом постичь, что значит жить в духовном.
Поэтому нам необходима высшая сила, которая сделает в нас это изменение. И ее мы получаем из Книги Зоар.
Из урока по книге Зоар, 12.03.2010
Вопрос: Почему всё-таки мы не можем читать Зоар без комментария Бааль Сулама, и будет ли на нас влиять такое изучение оригинальной книги?
Зоар, глава "Хаей Сара, п.203: Когда человеку предстоит дать отчет за свои дела, прежде чем он выйдет из мира, этот день – день расчета, когда душа и тело дают отчет.
После этого душа выходит из тела и отделяется от него, а тело, сотворенное из праха, возвращается в прах.
И всё возвращается в то место, откуда было взято. И до того времени, пока Творец не воскресит мертвых, всё будет сокрыто пред Ним.
Так и мы в своем духовном продвижении никогда не знаем, что представляет собой высшая ступень, каким будет следующее состояние.
И также сейчас, в нашей жизни, никто не знает, что случится через минуту. Мы можем пытаться предугадать, но это не поможет. Будущего не знает никто.
Следующая ступень всегда скрыта и раскрывается или путем страданий ("беито" – в свое время), или добрым путем ("ахишена" – ускоряя время).
Из вечернего урока по книге Зоар, 11.03.2010