Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Вопрос: Какова основная мысль статьи "Погонщик ослов"? Как можно практически использовать то, что там написано, для своего духовного развития?
Ответ: Пытаться в своей жизни найти проводников, которые пошагово ведут тебя от ступени к ступени, чтобы ты наконец-то почувствовал, осознал их и начал бы сам просить раскрытия этих ступеней.
В принципе, эта статья является инструкцией для тех, кто уже находится в духовном постижении.
Но ее чтение влияет на человека, который пока не находит в себе все внутренние свойства, силы и не может ими оперировать. Ведь, читая ее, он вызывает на себя свечение высшего света, постепенно раскрывающего ему его внутренние свойства и приближающего к духовному постижению.
Поэтому, даже ничего не понимая в этом тексте, человек вызывает какие-то положительные силы, которые меняют его.
А если он уже находится в постижении, тогда осознанно использует эти силы.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
В статье "Погонщик ослов" сказано, что заплакали мудрецы и сказали погонщику: "Лучше ты садись верхом, а мы будем погонять за тобой".
То есть мудрецы признали, что сила, которая существует в осле (осёл на иврите "хомер", материал всего творения) является вместилищем Творца. Поэтому они стали по-другому относиться к тому, кто их подгоняет, сопровождает и ведет к цели.
Затем они приходят в дом мудреца по имени Йоси, и там встречают автора самой Книги Зоар Шимона бар Йохая. Обрадовались они, а тот им говорит: "Вы прошли путь высших чудес и знамений. Ведь сейчас я спал и видел вас".
То есть они не всё поняли до конца, но сейчас, когда закончили свой путь, они начинают раскрывать, что на самом деле они прошли такие ступени, которые не думали и не гадали пройти. И об этом они дальше говорят в Книге Зоар.
То есть это только начало, только первая глава, а далее вся Книга Зоар повествует о том, что же там они нашли – на этих ступенях.
Вопрос: Понятно, что здесь есть какой-то аллегорический смысл. Потому что сказано, подошел рабби Эльазар, – сын рабби Шимона, который написал Зоар, – положил голову на колени отца своего и рассказал ему о случившемся – о том, что произошло с этим погонщиком ослов. А что это означает – "подошел, положил голову на колени"?
Ответ: "Положил голову на колени" означает, что рабби Эльазар склонился перед мудростью своего отца и как следующий за ним по духовным ступеням просит помочь ему подняться на очередную ступень.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
В Книге Зоар пишется, что погонщик ослов – это помощь душам, посланная им с высочайшего уровня, чтобы поднимать их со ступени на ступень. И это называется "ибур" ("зарождение", "зачатие").
"Ибур" – это зарождение душ праведников.
Если мы желаем идти по путям Творца, то, возможно, вначале сопротивляемся, а затем немного соглашаемся и вкладываем все свои силы и возможности, чтобы двигаться вперед. В конечном итоге мы попадаем под воздействие Творца, который воспитывает нас ударами палкой, покалыванием "стимулом" – острой палочкой, чтобы мы продвигались.
И так мы идем вперед, пока не начинаем различать, что имеем дело с великой Высшей силой, которая таким образом воспитывает нас и приводит к нужной цели.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
В статье "Погонщик ослов" два мудреца спускаются со своих ослов, целуют погонщика и говорят: "Насколько велика твоя мудрость, которой ты владеешь, – а ты погоняешь наших ослов! Кто ты?!"
Погонщик отвечает: "Вы меня лучше не спрашивайте, давайте заниматься Торой. И каждый произнесет речения мудрости, чтобы осветить этот путь".
Осёл (на иврите "хамор") означает "материал" ("хомер"). Мудрецы поклонились погонщику и попросили, чтобы он вел их по путям постижения Творца.
Иными словами, существует высшая сила, которую ты обнаруживаешь внутри себя, и она как бы погоняет тебя, ведет вперед, ведь ты пока ассоциируешь себя со своим ослом.
И вдруг ты узнаёшь, что эта сила добрая и творящая добро, и ведет тебя только к самым высоким постижениям.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
Вопрос: В статье "Погонщик ослов" погонщик вмешивается в разговор мудрецов, задает им вопросы и объясняет мудрости, о которых они не знают. Как может быть, что, будучи как бы ниже их по уровню, он объясняет им мудрости Торы?
Ответ: Когда читаешь статью в первый раз, это действительно выглядит странно, и ты не понимаешь, что имеется в виду.
Дело в том, что погонщик ослов вроде бы должен обслуживать ослов и их поклажу. А люди, которых он берет с собой – это большие ученые и богачи, которые едут, перемещаясь с места на место.
Но погонщик не думает, что они особые. В нашем мире мы связаны между собой, но не понимаем предназначения других людей и их духовные величины. Постепенно они раскрываются нам, и мы начинаем понимать, что зря их не ценили и относились к ним пренебрежительно, а изначально нам надо было бы как-то переделать себя.
Здесь показывается, как можно достичь состояния, когда мы начинаем понимать, что имеем дело с Творцом, с Его проявлениями. С этого момента и далее наш путь начинает выравниваться.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
В статье "Погонщик ослов" мудрец по имени Эльазар говорит о шести днях сотворения мира: каждый день – это раскрытие особой силы Творца.
Сила Творца исходит из трех первых высших сфирот – кетэр, хохма, бина, а затем развивается внутри человека в шести низших сфирот хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод и в окончательной сфире малхут, которая собирает все свойства предыдущих шести сфирот и таким образом раскрывает в себе Творца.
Существует пять уровней желаний, которые символизируют пять дней сотворения мира. Шестой день – это есод, собирательное действие, смешивающее все предыдущие свойства. А седьмой день – это уже наполнение светом исправленного кли, поэтому в субботу не принято производить работу, т.е. исправление.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
Сказал рабби Аба: "Откроем врата Торы, именно сейчас настало время исправить наш путь"". (Книга Зоар, статья "Погонщик ослов")
Персонажи статьи "Погонщик ослов" идут по дороге и пытаются в разговоре между собой найти Творца.
"Открыть врата Торы" означает желание, чтобы им немного посветило свыше, с неба, и в этом они почувствовали бы высшую силу.
"Настало время исправить наш путь" говорит о том, что они как бы выходят из одного состояния и переходят в другое. Это и есть их путь.
А исправление заключается в них самих – чтобы они стали исправлять себя, изучая, читая, споря.
При этом они исправляют свои эгоистические желания и настраивают их таким образом, чтобы почувствовать между собой Творца.
В статье "Погонщик ослов" Книги Зоар говорится о человеке, погоняющем ослов.
Погонщик – это непростая фигура. Это сила, которая погоняет нашу скотину, то есть человека, и вызывает в нем определенные свойства, мысли, чувства, реакции. Так что этот погонщик очень непростой.
"Осёл" на иврите "хомер", а "хомер" в каббале – это наше желание получать. Оно и называется животным, которое мы развиваем и подгоняем вперед. В принципе, погонщик ослов – это сам Творец.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
Статья "Погонщик ослов" начинается с описания, как два мудреца, состоящие в родственной связи, идут к третьему мудрецу, и по дороге с ними происходят всевозможные истории. Так часто начинаются статьи в Книге Зоар.
Как правило, в них аллегорически говорится о том, что находится внутри одного человека. При этом каждый персонаж играет какую-то особенную черту в человеке. Таким образом, мудрецы как бы идут по дороге к Творцу, постепенно раскрывая Его.
Кроме того, между собой они тоже находятся в раскрытии посредством диалога: что же с ними будет происходить, чего они достигнут, как постигается Творец и так далее.
Дорога всегда символизирует путь к Творцу. А родственные души – это как бы силы внутри одного человека.
То есть когда каббалист читает первоисточники, он видит, что это определенные свойства или силы внутри него самого. А поскольку они гармонично связаны между собой, поэтому указываются родственные связи.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 03.09.2023
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
"Погонщик ослов" – это особая статья в Книге Зоар. Читая эту статью, мы должны стараться связаться с этой силой – с нашим погонщиком, ведущим нас вперед, при условии, что мы сможем схватиться за него, пожелаем идти за ним.
И всё это – одно целое, потому что Он и имя Его едины, как сказано: "И познают, что Ты, имя Твое – Творец единый". (Бааль Сулам, Предисловие Книги Зоар, статья "Две точки")
Речь идет о том, что даже через противоположные свойства – эгоистические, вроде бы неприятные – все равно постигается единственность Творца и Его величие.
Вопрос: Что значит "Он и имя Его едины"?
Ответ: Он – это Творец, а имя – Его проявление во всех творениях. Все, что мы видим, является лишь проявлением в нас Творца.
В итоге через все, что есть в нас, какими бы отрицательными и противоположными ни были наши свойства, мы постигаем Творца и раскрываем, что Его проявление – это проявление любви и отдачи.
Вопрос: В конце концов, все человечество и каждый из нас в каждый момент времени – в прошлом, в будущем, во всех состояниях, которые прошло человечество, обнаружит, что в Его даже самых отрицательных действиях было проявление любви и отдачи?
Ответ: Только! Сплошное, единственное, одно! А то, что нам казалось отрицательным, – это потому, что наши свойства были противоположными Ему.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 06.08.2023
"В тот день станут Он и Имя Его едины"
Вначале был создан мир свойством суда – увидел Он (Творец), что мир так не может существовать, и соединил его со свойством милосердия. (Бааль Сулам, Предисловие Книги Зоар, статья "Две точки")
Наш мир существует в комбинаторике между свойствами суда и милосердия, но в основном во всевозможных ограничениях. Мы не можем просто так наслаждаться, нас постоянно преследуют какие-то страдания. Это всё – свойство суда.
Говоря каббалистическим языком, свойство суда – это желание получать. Но мир не мог бы существовать, если бы все хотели только получать, ради себя. Все равно должно быть какое-то свойство отдачи, и тогда уже происходит какая-то интеракция.
Иными словами, даже если люди отдают друг другу с намерением насладиться ради себя, все равно при этом между ними есть какая-то связь. Мы видим из истории, что человечество развивалось только благодаря сотрудничеству – основному свойству, которое превратило нас из животных в людей. Это и есть проявление милосердия в нашем мире.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 06.08.2023
И это две точки. Одна – упрятана и скрыта, а другая – открыта. И поскольку нет у них разделения, называются они "начало (решит)" – только одно, а не два. (Бааль Сулам, Предисловие Книги Зоар, статья "Две точки")
Две точки означают начало и конец мироздания. Обе точки соединяются между собой, так как в самом начале заложен конец мира, а конец исходит из начала.
Вопрос: Сказано, что мир был создан буквой "бет", с которой начинается Тора – "берешит". В этой букве соединяются две линии: верхняя и нижняя. Что они означают?
Ответ: Верхняя линия – это линия кетэр, полностью отдающая. Нижняя линия – это малхут, полностью получающая. Обе линии, соединенные между собой, символизируют начало и конец творения. В итоге они должны совпасть по своим свойствам получения и отдачи так, что все превратится в нечто типа окружности.
Вопрос: Бааль Сулам пишет, что верхняя точка в букве "бет" называется "милосердие", а нижняя – это "суд". О чем идет речь?
Ответ: Милосердие – это свойство Творца, наивысшее свойство – отдача. А суд – это свойство получения, свойство малхут. То есть между верхней и нижней линиями существует связь, которую они должны провести через себя.
Поэтому наша работа заключается в том, чтобы с верхней линии понять нижнюю, с нижней линии понять верхнюю и соединить их между собой так, чтобы не было между ними никаких противоречий, чтобы каждое свойство в них поддерживало противоположное себе свойство в другой линии, и таким образом программа творения выполнялась бы в полном объеме.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 06.08.2023