Записи в разделе 'Восприятие реальности'
Эксперимент над сознанием

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Говоря о восприятии действительности, вы предлагаете своеобразную игру – взгляд с разных сторон: как бы я поступил, если бы мыслил как эгоист; как бы я поступил, если бы мыслил как альтруист.

Как вы думаете, можно ли эту технику использовать в повседневной жизни, применительно к обыденным вещам, как некий эксперимент?

Ответ: Я думаю, что если бы мы построили маленькое общество, в котором могли делать упражнения по правильным, добрым взаимоотношениям между людьми, то обнаружили бы там совершенно потрясающие возможности в области мозга, восприятия и оценки жизни, существования человека, развили бы совершенно иные способности.

Если бы мы поставили человека в условия "говори правду", "относись с добром к другим" и так далее – интересно, какие мы включили бы здесь инструменты, связи, системы в нашей психологии и каким образом начали ощущать мир?

Я думаю, что тогда мы стали бы чувствовать мир намного шире, глубже, используя именно те возможности нашего восприятия, которые сегодня от нас каким-то образом автоматически скрыты. 

Если бы мы были больше связаны друг с другом, то видели все как бы через других. У нас развилось бы не просто большее восприятие реальности, а оно стало бы коллективным, как, например, десять человек вместе смотрят каждый из себя, с разных точек, а наблюдают один объект. Как бы мы тогда его воспринимали, если бы были связаны между собой над-эгоистическими узами?

Я думаю, было бы очень интересно поставить такой эксперимент и увидеть, что же там в нашем сознании. Ведь на самом деле в нем существуют огромные скрытые возможности, но мы их не можем извлечь, поскольку сейчас очень ограничены в их использовании.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 02.09.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поменять субъективные установки

Условность сознания

Как мы воспринимаем мир

Поменять субъективные установки

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какие заблуждения (установки), которые влияют на нашу жизнь и мешают продвинуться к более высокому познанию, характерны для современного человека?

Ответ: Мы исследуем понятийный аппарат мира с точки зрения своего нынешнего сознания. А как мы можем подойти с другой стороны? Где у нас вторая часть сознания, противоположная этому?

Каббала сразу же начинает исследовать противоположное отношение к объекту, к идее, к чему-то происходящему.

Она говорит человеку: сейчас ты смотришь на все с точки зрения своих субъективных ощущений, эгоистических понятий, какими ты наделен от природы, а должен взять другую точку зрения – альтруистическую.

Сможешь ли ты поднять себя до уровня, когда как бы выходишь из себя в "возлюби ближнего" вместо себя, в "отдать" вместо "взять" и так далее? Поменяй свои установки на обратные. Какой ты тогда ощутишь мир, какое решение дашь этой проблеме?

Сопоставь затем эти два решения и посмотри, что получится. Возможно, ты найдешь нечто среднее между ними, в котором оба эти подхода, эти решения будут дополнять друг друга и приведут тебя к некому общему знаменателю.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 02.09.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Условность сознания

Два вида познания

Как мы воспринимаем мир

Условность сознания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким образом можно проверить, насколько адекватно наше восприятие действительности?

Ответ: То, что решает наше сознание, мы принимаем за истину и так действуем. Но при этом мы замыкаем себя. К сожалению, другого выхода, может быть, и нет. В нашем реальном мире мы ничего не можем сделать.

Проблема в том, что мы крутимся в том объеме, в той парадигме, в том отношении к окружающему нас миру, которые исходят из инструментов познания, полученных нами от рождения.

Если бы мы были немного другими, мы представляли бы себе мир другим, так же как пчелы, змеи и прочие представители животного мира. Они видят картину мира совсем не такой, как мы: или в виде пятен цвета, или вкуса, или теплоты и так далее. То есть сознание и его расшифровка нашим мозгом условны.  

Мы живем в очень ограниченном, условном мире, который нам рисуется в материальных органах чувств. Мы не знаем, что происходит вне нас, поскольку наши ощущения замыкаются в нас. Но как можно выйти из субъективных ощущений мира и хоть как-то представить себе мир не складывающимся из нашего сознания, а существующим?

Что вообще существует объективно? Существует что-то или нет? Это, пожалуй, самый главный вопрос. И если есть какая-то объективная сила вне нас, как она относится к нам? Как она управляет нами? Каким образом организует нас? Существует ли более высокое сознание? Эти вопросы мне лично очень интересны.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 02.09.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как мы воспринимаем мир

Насколько реальна наша реальность?

Сознание создает реальность

Как мы воспринимаем мир

каббалист Михаэль ЛайтманСамое главное в нашей жизни – проверить, как я воспринимаю мир, насколько он субъективен. Ведь я строю его своими свойствами, своими чувствами, своими пониманиями, многие из которых я получил по наследству из прошлых, может быть, далеких-далеких веков.

Поэтому мне надо приподняться над природным, автоматическим, инстинктивным восприятием мира и попытаться анализировать картину мира осознанно, управляемо: могу ли я создавать ее изменениями в себе. 

И тогда получаются очень интересные результаты. Оказывается, мир не имеет какого-то своего образа, своей картины, своего вида, а мы его создаем.

Дело в том, что мы имеем какие-то общие впечатления о мире, в котором живем. Эта картина воспринимается всеми практически одинаково, у нас существует общее согласие в том, что такое мир.

Мы живем в определенном объеме, который рисуется нами как бы существующим вне нас. На самом деле, он находится внутри нас, поскольку мы изображаем его в наших внутренних свойствах. Таким образом мы видим эти свойства как бы снаружи, а на самом деле это только лишь картины, проходящие в нас. 

Согласно каббале, это обычная картина мира. Но у нас есть возможность выйти из нее и начинать исследовать мир не в наших естественных органах чувств, а в обратном им свойстве.

Все наши чувства – это наши эгоистические желания. То есть я всегда проверяю, каким образом я могу максимально выиграть от того или иного конкретного обстоятельства, и таким образом я о нем сужу. И даже если пытаюсь подняться над своей субъективной оценкой, я все равно не могу из нее полностью выйти, а только примешиваю сюда какие-то дополнительные параметры.

Но существует методика, позволяющая нам увидеть реальность не в наших эгоистических органах чувств, а в обратных, сделав их альтруистическими. И тогда мы постигаем обратный мир, в котором можем раскрыть совершенно новые закономерности, свойства, силы, законы. Ими, в принципе, и занимается каббала.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 02.09.2018

Тайны вечной книги. Весь мир – во мне (клип)

Человеку лишь кажется, что он находится в огромном мире. Но когда я начинаю постепенно включать весь мир, исправляя свое отношение к другим по принципу "возлюби ближнего, как себя", я формирую правильное видение мира, и весь мир словно входит внутрь меня, приближает меня к себе, включает в себя. Соединение всего мироздания в одну единую систему – это и есть настоящее восприятие.

Два вида познания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем предназначение мозга в жизни человека?

Ответ: Каббала говорит о том, что человек в своем мировосприятии состоит из двух составляющих: желания и разума. Самое главное – это его желания.

Наши желания могут быть эгоистическими, т.е. полностью направленными на то, чтобы раскрывать себя и мир именно в эгоистическом ключе, с точки зрения личного комфорта. А могут быть альтруистическими, то есть обратными эгоизму. Но альтруистические желания не существуют в природе просто так, их нужно добиваться. И когда мы выходим в над-эгоистическую область познания природы, мы исследуем ее уже как бы независимо от себя.

Однако это относительная независимость, потому что все равно мы исследуем. Но это уже совершенно иное исследование, которое говорит о том, что существует вне человека, и каким образом он может это постичь, познать и использовать.

Таким образом, существует два вида познания: познание в эгоизме и познание в свойстве отдачи и любви к другим, когда человек, как бы из себя, чувственно переселяется в других. И тогда он ощущает мир вне себя. Эти два вида познания и исследует каббала.

А наш мозг всего лишь вспомогательный инструмент. Он помогает нам соединять картины мира: или эгоистические, или альтруистические, помогает исследовать их, направляет нас к этому.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 02.09.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Можно ли использовать мозг на 100%?

Что такое познание?

Кто управляет мозгом

Умение концентрироваться

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек на протяжении веков пытается быть более сосредоточенным. У наших предков не было смартфонов и соцсетей, но, тем не менее, у них была эта проблема. Даже знаменитые люди давали на этот счет свои рецепты. Например, Чарльз Дарвин говорил: чтобы быть более сосредоточенным, нужно заболеть так, чтобы было не до развлечений.

Как долго человек может концентрироваться? Что ему может помочь в этом?

Ответ: А зачем? Во-первых, имеет ли место сам вопрос? Зачем ему быть настолько сконцентрированным? Он хочет что-то сделать, что-то открыть? А надо ли это для человечества?

Но если да, как человек может сконцентрироваться? Для этого ему нужно обязательно быть в такой среде, которая четко направила бы его на правильную концентрацию.

Все люди без исключения связаны между собой единым полем. Но насколько вокруг меня есть больше единомышленников и насколько они думают в том же направлении, что и я, в поисках ответа на определенный вопрос, волнующий нас, настолько мы приближаемся к состоянию, когда можем найти правильный ответ. 

Вопрос: Значит, чем больше вокруг человека людей, которые не сконцентрированы и которые не понимают, для чего это делать, то у него вообще нет шансов?

Ответ: Они путают все его мысли и вообще всю его жизнь.    

Вопрос: Допустим, 2000 лет назад было гораздо меньше людей. То есть у человека было больше шансов сконцентрироваться, чем сейчас, когда меня окружают восемь миллиардов?

Ответ: Да. Но одновременно с этим были и другие задачи, и другие люди. Мы не можем измерять одно поколение относительно другого.

Вопрос: Я привел цитату Чарльза Дарвина. Но, по сути, мы не можем сказать, кто он был такой, о чем думал, к чему стремился? Разобраться в этом практически невозможно?

Ответ: Мы это узнаем, но уже с другого уровня, когда нам будет раскрываться суть души. Это уже не род деятельности и не умственная работа человека, не его нравственные усилия, а намного выше.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 16.02.2021

Где существуют люди, перешедшие махсом?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сколько людей на протяжении истории перешли махсом? Это единицы, десятки или тысячи?

Ответ: Миллионы людей. Но надо понимать, что это всё – процесс. Души – это не какие-то отделенные друг от друга кубики, а желания, которые постоянно перемешиваются, изменяются, соединяются. То есть это непростая интегральная система.

Вопрос: А где эти миллионы существуют?

Ответ: Они существуют вне тел, в желаниях. Ведь самое главное – это желание. А тело представляется нам существующим в таком же ограниченном объеме, как наш мир. На самом деле материального мира нет. Только духовный. Поэтому нам надо перейти в ощущение духовного мира и убедиться в том, что существует именно он, а не этот мир.

Вопрос: И все же, где пребывают люди после махсома, что они там делают, чем занимаются?

Ответ: Они существуют в своих свойствах. А всё, что вне свойств, все виды неживой, растительной и животной материи (человеческой материи в нашем мире нет, она классифицируется как животная) воспринимаются только в наших земных ощущениях. В действительности этого всего нет.

Меняются ощущения, и этот мир исчезает.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 06.02.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Меняешь намерение – меняешь мир

Махсом – переход из одного качества в другое

Шаг за махсом

Мир – это все, что я ощущаю

каббалист Михаэль ЛайтманКогда согрешил Адам Ришон, он согрешил, отведав от Древа познания добра и зла. И сказано: "От Древа познания он отведал от него, принеся смерть всему миру". (Книга Зоар)

Миром является все, что я ощущаю. Когда, будучи на духовном уровне, я стал использовать свой эгоизм, то сразу же мой мир, все мои ощущения сократились с огромного, высшего, необъятного, вечного, совершенного состояния, в котором я находился, до маленького, ущербного, эгоистического, тусклого, временного мирка, который быстро заканчивается моей смертью.

Именно это произошло в ощущениях людей, которые упали с духовного уровня на земной.

Весь мир я ощущаю внутри себя. Всё, что попадает в мои органы чувств, формируется, складывается, интегрируется внутри меня и выдается мне как картина моего мироздания, моего мира – того, что я впитываю в себя.

Если же во мне формируются духовные органы ощущений, а они практически необъятны, то я как бы выхожу из себя, из своих ограничений и начинаю воспринимать природу в ее вечном совершенстве.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №7

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исправить восприятие реальности

Мир – внутреннее состояние человека

Человек включает в себя все

Не нужно выпалывать сорняки (клип)

Один человек никак не мог избавиться от одуванчиков на своей зеленой лужайке. Он пришел к мудрецу и спросил: "Как мне очистить лужайку от сорняков-одуванчиков?" "Тебе надо полюбить их" – сказал мудрец.

Освободим в себе место для Творца

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс "Раскрываем жизнь в десятке". Урок №5 "Зарождение в десятке"

Вся реальность заполнена нашим огромным эгоизмом. Весь мир: неживая природа, растения, животные, люди – все это ступени нашего эгоистического желания, в котором мы должны начать освобождать место для силы отдачи, силы Творца.

Мы работаем внутри себя, внутри своего восприятия мира, нашего соединения, создавая там место, в котором Творец может поместить зародыш своего свойства отдачи и начать расти внутри нас.

Творец воздействует на нас и снаружи, и изнутри. Мы находимся внутри белого света, который нарочно сократил себя, чтобы мы могли в нем существовать. И вот мы оказались внутри пустого пространства, освобожденного от присутствия Творца и не чувствующие Его.

Внутрь этого пустого пространства прошел луч света, который начал строить в этой пустоте духовные объекты, миры. Поэтому мы находимся внутри Творца в его полной власти. Но так это видится со стороны Творца.

А со стороны творения мы существуем в пустом пространстве, якобы свободном от власти Творца, потому что не видим этой власти и не чувствуем. И поэтому мы мним себя хозяевами этого мира и своей жизни. 

А в сущности, Творец воспитывает нас и подводит к осознанию того, что мы не знаем, где на самом деле находимся. И тогда мы начинаем искать, от чего зависит наша жизнь и обнаруживаем, что есть высшая сила, которая все определяет и реализует, и стремимся ее раскрыть.

Это то, что произошло со всеми каббалистами прошлых поколений, пока они не раскрыли методику, позволяющую связаться с Творцом, и передали нам методику раскрытия Творца творениям в этом мире, которая называется наукой каббала.

Из 5 урока Международного каббалистического конгресса, 27.02.2021

Можно ли вызвать озарение?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Иногда сложная проблема ставит человека в тупик. Бьешься над решением, а его нет. Но стоит отвлечься – и на тебя нисходит озарение, все внезапно решается. Ученые говорят, что почти треть людей решают проблемы только с помощью озарения.

С точки зрения биологии, озарение – это формирование новой нейронной связи в мозге. Напрямую ее не создать, но каким-то образом с помощью усилия, отвлечения, создавая определенные условия, она – раз, и появляется, и у человека в сознании это возникает как решение.

Как вы думаете, можно ли вызвать такое озарение?

Ответ: Да. Это можно сделать моральным и умственным напряжением, помещая себя в определенную внешнюю обстановку – с определенными людьми или с природой.

Человек, который занимается поиском своего нового духовного состояния, нуждается в этом озарении. Он понимает, что вокруг нас есть силы, и он хотел бы вызвать их влияние на себя. Он пытается это сделать.

Есть даже всевозможные техники – и духовные, и научные – которые говорят о том, как это сделать. Пытайтесь. 

Реплика: Даже квантовая физика говорит, что человек движется неравномерно, а поступательно, с уровня на уровень. То есть происходит скачок через разность потенциалов, и человек передвигается, поднимается.

Ответ: Происходит накопительный процесс, а потом скачок.

Вопрос: Можно ли уподобить озарение такому скачку?

Ответ: Да, но это осуществляется в другой плоскости – не в разуме. Не то, что он заранее может заказать себе озарение, но он делает для этого определенные усилия.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 16.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как гром среди ясного неба

Озарение через страдания

Духовное озарение

Долгожданное путешествие (клип)

Все любят путешествовать, и, я думаю, вскоре мы отправимся в самое увлекательное путешествие.

Настройка на диапазон раскрытия Творца

каббалист Михаэль ЛайтманМой эгоизм выискивает в товарищах недостатки. Но если я хочу духовно продвинуться, то должен, наоборот, видеть в них достоинства и завидовать их успехам. Ведь мне не хватает желания для того, чтобы достичь цели, и где еще его взять?

Когда-то я был Адамом Ришон, одной общей душой, огромным желанием. Но потом это желание разбилось на множество осколков, и у меня остался лишь крохотный кусочек от всего огромного сосуда системы общей души. Теперь мне надо прийти от этого мизерного кусочка к огромному желанию, которым я обладал, когда включался во всю систему.

Достичь этого можно только за счет зависти. Зависть – очень важный инструмент, увеличивающий наши желания и возможности. А без роста желания невозможно продвигаться к цели. Творцу необходим определенный объем для того, чтобы раскрыться, называющийся "полная мера" (сэа). Он не может раскрыться в сосуде, способном принять только считанные граммы наполнения.

Допустим, духовное ощущение начинается с получения десяти килограммов наполнения. Когда я обретаю потребность в получении такого наполнения, то начинаю ощущать свое желание пустым, а затем наполняющимся. А пока недостаток меньше этого, я ничего не чувствую.

Точно так же устроены все наши органы восприятия, работающие лишь в определенном диапазоне. Приборы обнаруживают, что вокруг нас существует множество разных волн: звуковых, световых, но мы их не видим и не слышим. Мы начинаем воспринимать сигнал, начиная с некоторого уровня и до определенного уровня, то есть в ограниченном диапазоне. 

И точно так же это действует в духовном мире. Если мы хотим начать ощущать духовное, то должны увеличить свое желание насладиться в дополнение к тому, что получили при разбиении. За счет чего я могу сделать из одного грамма желания, которое имею, десять грамм? Только за счет того, что перенимаю желания у других, впечатляюсь от их свойств и потребностей.

Поэтому мы собираемся в группы, учимся вместе, обсуждаем, и таким образом включаемся в желания друг друга. А тот, кто не смешивается с желаниями других, не имеет никаких шансов на раскрытие Творца. Ведь Творец раскрывается между нами: в моем желании насладиться, увеличенном за счет соединения с товарищами. Поэтому без зависти, позволяющей расширить кли, мы не сможем раскрыть Творца.

Дело в том, что до прегрешения с Древом Познания и разбиения Адама Ришон, мы все были соединены и включались друг в друга идеальным образом. Но в результате разбиения каждый отделился от остальных, и теперь получается, что в нем не хватает того, что есть в других.

До разбиения в каждом было все общее желание, а теперь осталась только его личная точка, а все остальные свойства им потеряны. И без того, чтобы присоединить их к себе, он не сможет раскрыть в них Творца. Поэтому раскрытие Творца зависит от того, насколько я включился в свойства товарища.

Именно об этом сказано, что "От меня требуется лишь одно: выйти в поле, благословенное Творцом, и собрать органы, отпавшие от моей души". В этом и состоит наша работа. На этом поле, благословенном Творцом, мы находим все свои разбитые желания и хотим собрать их вместе, включиться в них.

И все это за счет зависти. Я сейчас нахожусь в своем эгоизме и завидую товарищам, тому, что у них есть. За счет этого я приближаюсь к ним и включаюсь в их желания, восстанавливая целый сосуд Адама Ришон. Таким образом я исправляю разбиение и приближаюсь к цели жизни, к цели творения.

Из урока на тему "Зависть", 15.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зависть – двигатель развития

Зависть – это огромная сила

Завидуйте больше, завидуйте лучше

Возлюби себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: "Вы все время повторяете одну фразу: "Возлюби ближнего, как самого себя" – и говорите, что так надо жить. Но если я себя ненавижу, что мне с этим делать? Сначала надо себя полюбить, а потом уже ближнего, не правда ли? Или я что-то не понимаю?"

Ответ: Ты прав. Именно об этом и говорит эта фраза на самом деле. Ты на самом деле находишься на верном пути к пониманию смысла этой великой фразы. "Возлюби ближнего как себя" – то есть ты должен возлюбить себя и ближнего, как себя.

Ты находишься в мире. Что значит возлюбить себя? Сделай так, чтобы тебе в этом мире было хорошо, тепло, безопасно, гладко. Как это сделать?

Как бы ты сделал это для любимого человека, как любящий человек? Вместо каждого из окружающих представь себя. И тогда ты увидишь, что на самом деле весь мир – это только ты.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.01.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как полюбить себя?

Постичь любовь к другим из любви к себе

Настоящая любовь к себе

Страница 46 из 217« Первая...4445464748...Последняя »