Как прийти к тому, чтобы никогда не чувствовать ощущения ущербности себя, мира? Почему мы испытываем трепет, глядя на звезды?
Как прийти к тому, чтобы никогда не чувствовать ощущения ущербности себя, мира? Почему мы испытываем трепет, глядя на звезды?
Вопрос: Как правило, человек видит, что на него что-то влияет, но он не понимает – как. Он не может предсказать, что с ним произойдет через минуту, две, три.
Каким должно быть его правильное отношение к этим скрытым факторам, чтобы он мог нормально двигаться вперед в соответствии с тем путем, который ему предназначен?
Ответ: Человек должен понять, что он движется инстинктивно, согласно тому, как природа подталкивает его. Ничего другого он предложить себе не может. Это трезвый подход. Нельзя сказать, что он лучше или хуже, просто это то, что у нас есть.
Вопрос: Как увеличить КПД этого пути? Или это невозможно и достаточно просто трезво подходить к жизни?
Ответ: Я не представляю, как можно определить КПД нашего развития, если на сегодня оно практически ведет нас к взаимному уничтожению. Поэтому КПД здесь отрицательный.
Вопрос: Если взять группу людей, объединенную каким-то принципом, идеей, подобием, может ли у нее быть свое отношение к скрытым факторам в развитии? Можно ли говорить о группе людей как об индивидууме, который развивается, принимает решения, воспринимает что-то?
Ответ: Если мы возьмем группу ученых, которые взаимосвязаны и ставят перед собой определенные задачи, то, конечно, мы можем смотреть на них как на одного человека, который стремится чего-то достичь.
Но если мы говорим о человечестве, то оно еще не вышло на тот уровень, когда у него есть четко определенная задача, которую хотели бы решить все люди, независимо от своей общественной организации.
Вопрос: В точных науках есть такая вещь, как нерешаемая задача, когда ученые доказывают, что какие-то задачи решить невозможно. Например, в астрономии есть задача трех тел, которую нельзя решить в общем, только касательно частных случаев. Или задача о проблеме остановки, где доказано, что алгоритмически ее решить нельзя.
Это правильно или нет? Существуют ли проблемы, которые невозможно решить ни на каком уровне? Или всё это частные случаи?
Ответ: Я бы сказал, что это задачи, которые человек ставит перед собой, исходя из ограниченности своего познания и выводов. Поэтому говорить о том, что природа, в принципе, непознаваема, нельзя. Можно только сказать, что мы пока еще не можем ее познать.
Но говорить, что это вообще закрыто от человека, мы не можем. Ведь и в прошлом люди думали так о каких-то объектах и границах познания, а потом это стало все больше раскрываться на макро и микроуровне. В нашем распоряжении очень мало данных, чтобы утверждать, что есть какая-то четкая граница нашего познания.
Вопрос: Человек всегда будет стремиться к познанию или это желание в нем может пропасть?
Ответ: Я думаю, что всегда. Будут подъемы, спуски, всевозможные периоды в развитии, как доказывает история человечества. Но, в общем, процесс познания – это процесс наполнения себя, и он безграничен.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023
Вопрос: В последнее десятилетие в теоретических точных науках сформировалось такое ответвление, которое называется наука о темных данных.
Она исследует, каким должен быть научный подход к набору данных, которые мы не в состоянии познать, но знаем, что они существуют и каким-то образом, не очень понятно каким, воздействуют на нас.
Здесь возникает следующий вопрос. Человечество во все времена своего развития не могло точно определить границу, что оно может познать до определенного предела, а что – нет. Оно словно двигается с завязанными глазами. Почему в восприятии человека это полустерто?
Ответ: Дело в том, что мы действительно не знаем себя, и в этой же мере мы не знаем то пространство, тот объем информации, в котором существуем. Поэтому здесь могут иметь место только всевозможные домыслы, а это уже не наука.
Нам надо просто продолжать идти теми же маленькими шажками, которыми мы идем, и будущее потихонечку раскроется нам еще, еще и еще. Каждый день мы все-таки познаём что-то новое. Поэтому, хотя я говорю о непознаваемом, но предполагаю, что это непознаваемое познаваемо.
Вопрос: Познание – это ощущение или какое-то другое чувство?
Ответ: Познание – это ощущение слияния нашего внутреннего мира с чем-то внешним, т.е. соединение двух плоскостей, двух восприятий.
Вопрос: Идеальное познание – это включение всей действительности в себя или себя во всю действительность?
Ответ: Но мы же этого еще не осознаём, поэтому говорим об этом только теоретически.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023
Вопрос: Если взять духовное развитие человека, то он движется к ощущению, что его восприятие ущербно, его познание никогда не сможет быть полным? Или там есть какой-то другой потенциал?
Ответ: Вопрос в том, до какого уровня мы сможем позволить себе фантазировать. То, что мы постигаем – постигаем. То, что развиваемся – развиваемся. То, что познаем свою ограниченность, тоже верно. Но смиримся ли мы с этим? Вряд ли. Всё-таки мы – существа, которые желают знать, ощутить, постичь.
И здесь у нас действительно возникает проблема. С одной стороны, вопросов намного больше, чем ответов. Но, с другой стороны, это хорошо, поскольку указывает на то, что перед нами еще большой пласт неизведанного познания. Поэтому будем продолжать.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023
Вопрос: Существует множество типов людей согласно своему развитию. Кто-то не чувствует скрытого объема данных, т.е. скрытых факторов, воздействующих на них.
А есть много людей, в частности ученых, которым это не дает покоя. Они ставят это целью своей жизни. То есть человек чувствует реальность, скрытую от него, и от этого страдает. Какой смысл вкладывается в это природой?
Ответ: Это удел человечества, которое должно ощущать свою неполноценность в познании. Благодаря этому ощущению оно идет вперед. Но позна́ем ли мы всю природу, будет ли она раскрыта перед нами или в нас, – вопрос остается открытым, ответить на него нельзя.
Конечно, мы стараемся войти в эту неопределенность, познать, развиться, ощутить, – об этом нет речи. Но дело в том, что по мере накопления знаний, особенно в последнее время, мы свыкаемся с тем, что не все нам дано, не всё мы сможем познать, и, очевидно, огромный объем знаний так никогда и не будет нами постигнут. Вселенная раскрывается нам во все большей своей непознаваемости.
Вопрос: Это интересно. Человечество считает, что мы движемся от незнания к познанию, а вы сейчас говорите прямо противоположное.
Ответ: Да, по мере своего развития человечество начинает постигать свою ограниченность в познании, в ощущении.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023
Вопрос: Ощущение человека, что есть нечто скрытое в мироздании, что ему недоступно, является положительным для него?
Ответ: Этот вопрос существует на всех уровнях природы, даже растительной. Ведь все стремятся к чему-то большему – к познанию, постижению и так далее.
Но у человека наблюдается особое развитие вопросов, и он все время ищет на них ответы. Тем не менее, в наше время мы приходим к выводу, что природа настолько разнообразная, гибкая, безграничная, что нам, в принципе, ее не понять.
Вопрос: То, что мы готовы смириться с тем, что есть нечто недоступное для нас, – это нормальное отношение со стороны человека или нет? Или должно быть какое-то более прагматичное отношение?
Ответ: Нет, я думаю, что это нормальное, взрослое отношение. То есть мы понимаем, что не в наших силах охватить весь объем информации, ощущений, постижений, который есть у природы.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023
Вопрос: Известный в своих кругах физик-теоретик, Нобелевский лауреат Ричард Фейнман говорил: «Есть вопросы, на которые мы не знаем ответов, не потому что поставили их плохо или неправильно, а потому что мы просто не знаем. Возможно, нам придется прожить с этой неопределенностью».
Что вы можете сказать по этому поводу?
Ответ: Мы существуем в каком-то объеме природы, но мы не знаем даже ту часть, в которой живем, с которой контактируем. Поэтому трудно сказать, что нам нужно еще открыть, чтобы ответить на вопросы: кто мы, что мы, где мы и так далее. Вопросов множество, а ответов практически нет.
Чем дальше мы развиваемся, тем больше у нас появляется вопросов. Даже те ответы, которые мы получили ранее, кажутся нам сегодня уже какими-то неполными, неявными, неясными. Вот так мы и живем.
Вопрос: Почему человеку дается такое ощущение, что есть что-то скрытое от него?
Ответ: Во-первых, это есть и у животных. Они тоже существуют в мире, который им не совсем ясен.
Но у человека это больше находится в области познания. Тут нам, конечно, с животными не сравниться – у нас намного больше вопросов, причем теоретических, исходящих не из нашего существа, а из нашего разума, нашего развития, его неполноты, неполноценности. Но всё-таки мы как-то с этим справляемся.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023
Вопрос: Вы можете привести примеры духовного мира или описать его?
Ответ: Описать невозможно! У меня нет слов для того, чтобы описать духовный мир! Поэтому каббалисты выдумали свой язык или взяли язык нашего мира, чтобы описать духовные корни.
Но тогда ты все равно представляешь, как будто в духовном мире есть объекты нашего мира. Когда я говорю: "Мужчина, женщина, дети, деревья", – ты представляешь их в духовном мире такими же, как и в нашем мире.
В первую очередь, надо оторваться от земных образов, как Авраам разбил своих божков.
Поэтому я не должен описывать, что происходит в Высшем мире. Так и сказано: "То, что постигнете, ощутите вы и никто другой". Это невозможно передать! Ты должен добраться до этого сам и постичь.
И тогда мы с тобой, ощущая одну и ту же картину, сможем обмениваться нашими впечатлениями. Нам будет понятно по нашему общему языку, о чем мы говорим.
Надо начинать работать над собой на расширение диапазона своих ощущений. А до этого ничего не сделаешь. Ты будешь смотреть на остальных: "Какие они маленькие! Какие они глупые! Какие они ограниченные! Как они ведут сами себя к еще бо́льшим страданиям!", – и тоже ничего не сможешь сделать.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ограниченность зрения и слуха"
Можно ли описать духовный мир?
Среди бушменов пустыни Калахари человек, не слышащий звезды, считается тяжело больным. В нашем мире человека, слышащего звезды, отправляют к врачам. Так кто же все-таки болен?
Мы находимся сейчас в мире Бесконечности, в котором бесконечное количество образов, связей, всевозможных свойств.
Но мы воспринимаем его таким, как наш мир. Мы строим в нем какие-то "игрушки", что-то делаем, поскольку не желаем расширить свое впечатление от него.
Мы отгородились от того бесконечного, особого мира, в котором на самом деле живем, и вместо того чтобы расширить свое восприятие, ощутить, что он из себя представляет, мы заигрываем, забалтываем себя, практически лжем себе, и так существуем.
Нам дан какой-то отрезок существования, называемый "наша жизнь". В этих рамках нам дается возможность расширить границы своего восприятия настолько, чтобы выйти за пределы телесных органов ощущений, начать воспринимать окружающий мир не так, как он рисуется нам с помощью пяти материальных органов чувств. Наше зрение и слух настолько ограничены, что дают нам очень маленькую картинку, которую мы называем "наш мир".
Каббалисты вообще не считают его существующим. Они говорят: "призрачный мир, надуманный мир", потому что на самом деле он не имеет ничего общего с истинной картиной, которая раскрывается, если ты начинаешь расширять свое впечатление, раскрывать настоящее мироздание.
А мы что делаем? Обманываем себя в течение всей жизни. Внутри маленькой картинки мира, которую воспринимаем, мы начинаем играть во всякие игрушки, кино. Жаль!
Но поскольку есть программа творения, от которой мы никуда не денемся, то в этой ограниченной картинке мира, которая нам прокручивается в пяти органах чувств, мы начинаем постепенно ощущать острый недостаток: "Мало. Хотим больше. Плохо нам. Необходимо выйти из этого состояния".
И все равно мы пытаемся каким-то образом забалтывать себя, крутимся чтобы перестать ощущать кризис. На самом деле это кризис нашего восприятия мироздания. Природа подталкивает нас к тому, чтобы мы поднялись, расширили свое восприятие, начали ощущать вечную совершенную картину миру, существующего вне нас.
Но мы не желаем, упираемся, пока не пройдем такие страдания, которые нам уже не позволят оставаться в этой картинке и не начнем связывать наши страдания с ограничением своего восприятия. И тогда мы должны будем себя менять.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ограниченность зрения и слуха"
Неужели мир на самом деле зависит от того, как человек воспринимает его?
Вопрос: Что заменяет нам зрение при первом духовном постижении?
Ответ: Свет Хохма, который мы постигаем.
Вопрос: То есть это чистое восприятие света?
Ответ: Нет, не чистое, поскольку постигается в моих органах чувств. Как сейчас я воспринимаю все через материальное зрение, так я воспринимаю это и в духовных глазах.
Все, что я постигаю, я все равно воспринимаю в своем внутреннем возмущении. Я не воспринимаю чистый свет. Светом я называю то, что образуется в моем восприятии.
Нет ничего в творении, что бы воспринималось объективно. Нет такого понимания! Я воспринимаю все в мере совпадения своих свойств с каким-то объектом вне себя, с какой-то силой вне себя.
Я не знаю, что такое сила, объект или что-то существующее вне меня и никогда не узнаю! Я не могу ощущать это. Я могу только чувствовать, как я ощущаю нечто находящееся вне меня.
Допустим, у меня есть слепая собака, у которой нет ничего кроме обоняния. А вокруг нее находится огромный мир образов, всевозможных форм, большие кубы, статуи, люди, которые передвигаются, говорят, что-то делают. Она не слышит, не видит, она только нюхает. Вот это весь ее мир.
Она не воспринимает формы, экспрессии людей, их внешние выражения. Она все воспринимает через запахи.
Поскольку мы представляем собой какую-то единую целую систему (каждый из нас), то когда я ругаю тебя, у меня один запах, когда радуюсь – другой запах, и так далее. И в них есть градуировка – миллионы всевозможных запахов. Собака это улавливает и строит себе свою картину мира. Так и мы.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ограниченность зрения и слуха"
Мы думаем, что связь в десятке – это то же самое, что простая дружба, как у бывших одноклассников или других давних друзей, с которыми нам просто и приятно быть вместе.
Но десятка – это совсем не то. Соединяясь с товарищами или подругами в десятке, мы строим духовное кли. Этим мы притягиваем в нашу связь Творца, доброго и творящего добро, и это Он исправляет наше состояние.
Поэтому соединение в десятке – это не просто дружеская связь, а привлечение в наше объединение высшей духовной силы, единственной силы, способной все исправить.
И если мы хотим на практике изменить картину мира, которая предстает перед нами сегодня с ее войнами и страданиями, и приблизиться к Творцу, то нам надо приблизиться к товарищам, как сказано: "От любви к товарищам – к любви к Творцу". И тогда внутри нашей связи нам раскроется Творец, и мы почувствуем, как состояние мира меняется.
Все состояния, которые мы видим вокруг себя – это на самом деле, наши личные, внутренние состояния. Мы не видим, что на самом деле происходит в мире, а видим только то, что способны в нем увидеть.
И если мы хотим увидеть, что в мире правит не только сила суда, но любовь и милосердие, мы можем это сделать через силу нашего объединения и молитву к Творцу.
Сила суда совершенно исчезнет только на самой последней ступени окончательного исправления. Но главное, это подняться сейчас из ощущения этого мира, самой низшей реальности, и почувствовать, что Творец делает все нам на благо, чтобы поднять нас все выше и выше.
И ты уже знаешь, что нет исчезновения в духовном, и переход с места на место не означает, что они оставляют одно место и переходят на другое место, как это происходит в материальном, но они остаются в первом месте также и после того, как перешли и появились во втором, подобно тому, как зажигают свечу от свечи. (Бааль Сулам, Ведение в науку каббала, п.161)
В духовном не существует перетекания с места на место. Все, что находится на своем месте, может так же меняться и перемещаться в другое место, не покидая предыдущее.
Реплика: Сейчас даже специалисты квантовой физики раскрыли, что электроны могут находиться одновременно в разных местах.
Ответ: Это не одно и то же. В духовном не происходит переход из прошлого места в другое или размножение, как это возможно в нашем мире. Просто свойство каждого духовного объекта таково, что он не исчезает из того места, где когда-то находился, а порождает из себя еще и другое состояние.
Реплика: Например, в одной из статей Бааль Сулам дает пример воды, которая может замерзать или испаряться, т.е. меняет свои свойства.
Ответ: Да, но это агрегатные состояния. Тем не менее, суть не меняется.