Вроде бы всё есть, но нет удовлетворения. Это приводит человека к самым ужасным состояниям. Он не знает, что с собой делать. Депрессия – это самая большая проблема мира! Далее...
Она влечет за собой и наркотики, и террор, и отъезд из Европы молодых людей для участия в военных действиях террористических организаций. Они не знают, что делать! А это дает им какую-то цель в жизни! Они могут как-то выразить себя.
То же самое произошло с немецким пилотом. Он не находил смысл жизни, задавался этим вопросом, ходил к психологу. У него были серьезные неустойчивые внутренние состояния. А всем казалось, что это в порядке вещей.
Вроде бы такие состояния встречается у многих, но люди как-то справляются с этим. Кто-то принимает легкие наркотики, кто-то – успокаивающие, антидепрессанты. Сегодня это уже не считается чем-то из ряда вон выходящим, и таких людей даже допускают к полетам. Ведь как сейчас выяснилось, руководство авиаконцерна Lufthansa знало о его болезни.
Но поскольку это становится обычным явлением, то, естественно, понижается планка приема в летный состав. Если предъявлять к пилотам жесткие требования, то где тогда взять людей для работы?
Вопрос: Но как объяснить появление все более широко распространяющегося желания не жить?!
Ответ: А ради чего? Когда-то 100-200 лет назад, и даже, может быть, год назад в человеке превалировали желания животного уровня. Ему нравилось ходить на вечеринки, развлекаться: женщины, рестораны, бары… Заработал – пропил, еще погулял, и вроде бы все хорошо, жизнь катится по привычной колее.
И вдруг – стоп, колесо этой жизни стало спотыкаться обо что-то. Оказалось, что на пути колеса лежит камень: "Для чего? Зачем? Куда ты катишься?" И этот вопрос уже не дает ему наслаждаться тем, чем он наслаждался раньше.
Вопрос: Но здесь более чудовищная история. Всем известно, что люди, которые не могут найти ответа на вопрос о смысле бытия и живут не в согласии с самими собой, уходят в пьянство, в наркотики и даже, есть такое выражение, "выходят в окно". Но этот пилот потащил за собой столько людей! Что это?!
Ответ: Как я полагаю, вероятнее всего здесь проявилось жуткое внутреннее разочарование и претензия ко всему роду человеческому. Он перенес на окружающее общество злость на себя, на свою судьбу, на свое бесцельное существование. Я вижу в его поступке именно несогласие со всем миром.
Поиск смысла жизни
Вопрос: Есть ли связь поведения пилота-смертника с поведением тех, кого мы называем террористами-смертниками?
Ответ: Конечно! Это люди, которые ищут цель в жизни! Им не важно, за что воевать!
Вопрос: Но почему, занимаясь поиском цели в жизни, они находят ее в смерти?!
Ответ: Они чувствуют, что смерть – это продолжение жизни. Потому что в самой жизни для них нет цели! Смерть кажется им концом их бесцельного, униженного существования. Ведь если я человек, то хочу знать, для чего, ради чего, во имя чего я существую.
И вдруг этого человека толкают лицом в грязь: "Нет, ты останешься животным!". К этому приводит нас наша сегодняшняя жизнь. Она заставляет нас быть животными! Причем тебя толкают в самые отвратительные состояния, в которых ты чувствуешь себя таким униженным. Ты должен вставать, идти на работу, заниматься семьей, думать о том, о сём. Ты все время кому-то что-то должен.
А для чего все это? Постоянное состояние внутреннего бесцельного существования хуже смерти. Я вполне понимаю этих людей. Посмотрите, что делается в Европе!
Реплика: Молодежь, которая едет воевать в рядах "Исламского государства", точно знает, что они совершают преступление против своей страны. Они уже не ценят чужую жизнь – они хотят убивать!
Ответ: Дело не в этом. Если они воюют за какое-то дело, то при этом чувствуют цель, упоение в бою, им что-то светит впереди. Они считают, что вместе смогут что-то сделать. Вместе – это очень важно, это приподнимает человека. Это уже не животное состояние. Люди ищут, как подняться над этой жизнью. Речь не идет о тех, кто страдает от отсутствия куска хлеба. Говорится о людях, у которых есть всё.
Развитие желаний, лежащих за границей этого мира
Реплика: Получается очень грустная и пессимистичная история: то, что было в основе человечества – ценность своей и чужой жизни, перестает быть сдерживающим фактором. Это может привести к цепной реакции, когда многие вещи, которые построены на том, что человек дорожит своей жизнью, и, будучи пилотом самолета, водителем автобуса или поезда, никогда не совершит ничего, что повредит ему, – перестают работать.
Ответ: Абсолютно! Мы не можем дорожить своей жизнью, потому что начинаем чувствовать себя относящимися к уровню "человек". В нас развивается нечто новое, спрашивающее о концептуальном смысле Вселенной, о том, что выше нее. У нас появляются такие вопросы, которые не могут получить удовлетворения от нашего животного существования.
В этом заключается вся проблема, и тут стоит хорошенько призадуматься. Это не просто тяга к наркотикам, антидепрессантам, убийствам и к каким-то эксцессам, а неудовлетворенность возникающей в нас естественной потребностью.
Обратите внимание, что сегодня люди совершенно спокойно говорят о третьей мировой войне: "Ну, будет еще война… Главное, чтобы все быстро закончилось". Как в песне: "Если смерти, то мгновенной, если раны – небольшой…".
Несостоятельность религий
Вопрос: Как должны вести себя три основные мировые религии? Разве они не могут дать ответа людям и помочь им?
Ответ: Нет. Человек перерастает эти религии. Они его не удовлетворяют.
Посмотрите, кто сегодня ходит в церковь или в синагогу? Только те, кто жестко воспитан в этих рамках, и согласно своему воспитанию не может выйти из них. Если же исключить из религии общественно-полезные или объединяющие факторы, то сама по себе она не может удовлетворить человека.
В нас все время возникают новые растущие желания, потребность понять и осознать многие вещи, но религия не дает на это ответа.
Методика, открывающая новый мир
Вопрос: Что может сделать каббала?
Ответ: Каббала может открыть человеку новый мир – дать ему такую систему знаний и практическую методику, когда он начинает раскрывать для себя всю картину мироздания, ее взаимосвязанность, перетекающее состояние между неживой, растительной, животной материей и душами.
"Человек" – это уже душа, нечто, что существует и вне тела. Тело может умереть, а он все равно будет существовать. Здесь надо показать человеку, что, будучи еще в физическом теле, он может постичь иное измерение, осуществить гладкий переход в следующий мир, как сказано: "Мир свой узри в этой жизни".
Вопрос: Значит, каббала сможет остановить тот лавинообразный процесс, который разрушает и человека, и общество, в котором он живет, и государство, и отношения между государствами?
Ответ: Наука каббала, показывая человеку всю систему мироздания, дает ему возможность вдобавок к эгоистической силе овладеть второй силой природы – альтруистической, и человек может строить себя между ними, как состоящий из двух противоположных элементов. Мы видим, что не можем прожить с одной отрицательной силой, нам нужна вторая – уравновешивающая ее.
Именно этим и занимается каббала. Она раскрывает человеку вторую силу – силу взаимосвязи, которая, как мы сегодня наблюдаем, существует в природе. Ведь вся природа взаимосвязана, альтруистична, и только человек в ней – единственное существо, вредящее всему.
Образование масс – методика "круглых столов"
Вопрос: Каким путем сегодня можно привнести это в общество: через систему образования, воспитания, через СМИ, через интернет, через крик, через Организацию Объединенных Наций? Как объяснить людям, что они не там ищут ответ? Ведь Вы занимаетесь этим последние 25 лет.
Ответ: Несмотря на все мои попытки, я не вижу никакой возможности действовать через уже созданные организации. Они все основаны на чисто эгоистических принципах. У них есть определенная узкая эгоистическая цель, и своей деятельностью они просто дают хорошо заработать членам своей организации.
В этом, в общем-то, и заключается их существование, так же как и существование различных партий в правительстве и всего прочего. Весь наш мир построен на чисто эгоистической основе.
Я считаю, что единственный выход на сегодня – это образование. Надо выходить к широким массам и показывать им, как в круге общения между собой они в течение получаса начинают раскрывать вторую, альтруистическую силу природы.
И тогда они увидят, что у них в руках есть инструмент, с помощью которого они могут уравновесить отрицательные силы общества, – человека и общества, – и начинать правильно работать между собой: в семье, с детьми, в школах, на работе, в правительстве – везде.
Желательно, конечно, чтобы это была государственная программа, но если нет, то, по крайней мере, общественная программа, позволяющая создавать такие круги, в которых десятки людей собирались бы вместе под руководством наших специалистов и буквально отрабатывали бы эти состояния.
Мы уже начали практиковать "круглые столы", за которыми собираются десять абсолютно противоположных, независимых друг от друга людей: евреи, арабы, туристы с разных стран, и они начинают вдруг (на самом деле не вдруг – мы таким образом их настраиваем) ощущать, как между ними растворяются, пропадают все перегородки, и возникает новая, единая для всех общность.
С помощью этой общности они начинают ощущать совершенно новое состояние, новое существование – вот это и есть Человек. Как он изначально создан одним, единым, единственным, так и мы – все человечество – представляем собой одну единую схему, одну единую фигуру.
Нам надо всего лишь соединиться между собой в нашем внутреннем порыве, и тогда мы раскроем эту систему и обнаружим себя существующими в иных координатах, в ином измерении. Это и есть выход на следующий уровень нашего существования. Это и есть ответ для пилота-самоубийцы и для тех, кто едут воевать в ИГИЛ. Иного ответа нет.
Мы будем входить в еще б́ольшие депрессии, нам не помогут даже наркотики. Посмотрите, как люди мучаются во всех странах! Ради чего они рождаются, ради чего воюют?
Миссия народа Израиля
Вопрос: Насколько я знаю, многое из того, о чем Вы говорите, Вы уже начали применять в Израиле. Есть ли какой-то положительный резонанс, какая-то обратная связь, которая говорила бы, что люди хотят этого?
Ответ: Обратная связь есть хотя бы потому, что мы принимаем активное участие в различных движениях. Есть большие удачи, успехи в том, что мы организуем круглые столы на площадях, в парках, на берегу моря, на пляжах, и люди с удовольствием участвуют в них. Мы начинаем успешно внедрять нашу методику в школьные образовательные системы. Кроме того, мы готовимся к тому, чтобы преподносить это широким массам с определенной основой.
Но самое главное, что, в первую очередь, мы обязаны воплотить эту идею в Израиле, потому что принцип объединения абсолютно разных людей находится в духовных генах еврейского народа. Ведь 3500 лет назад Авраам вывел из Вавилона всех, кто ответил на его призыв к объединению. Как пишет Рамбам, он сплотил вокруг себя десятки тысяч человек, и увел их в землю нынешнего Израиля.
И хотя все приверженцы Авраама были из разных семей и разных кланов, они объединились между собой по идеологическому принципу и стали называться народом. На самом деле – это не народ, а сборная команда абсолютно разных людей, которые поняли, что надо объединяться над всеми различиям, над любым недопониманием друг друга в общем, полном, равном единении между собой.
Впоследствии эта группа, прошедшая этап духовного возвышения, упала с этого уровня, и теперь вновь должна привнести в мир методику единения – науку каббала. Она живет в этих людях, но они должны показать на себе ее действие и стать примером для всего мира.
Корень антисемитизма
В этом и заключается корень антисемитизма в народах мира, которые ждут от евреев выполнения их миссии, но пока ощущают их только как источник зла.
Я абсолютно оправдываю антисемитов за их отношение к евреям, потому что они рассуждают очень просто: "Вы скрываете что-то от мира, чего-то нам не даете". Подтекст такой: "Вы сильнее нас, мы зависим от вас. Сделайте то, что должны сделать".
На самом деле, требование абсолютно верное, и все идеологи антисемитизма чувствуют изнутри, что евреи должны выдать миру эту методику и дать пример всему человечеству, т.е. стать светом для народов мира.
Я надеюсь, что мы сможем, наконец, организовать хотя бы ту часть народа, которая живет в Израиле, и таким образом показать миру то, чего ему не хватает, почему он страдает, и как можно прийти к такому виду существования, который сегодня трудно даже представить – к абсолютному совершенству во всем.