Почему в субботу запрещено работать?
И были сыны Израиля в пустыне, и нашли они человека, собиравшего хворост в день субботний. И привели его те, кто нашли его собирающим хворост, к Моше и Аарону, и ко всему обществу. И оставили его под стражей, потому что не было еще определено, как следует с ним поступить.
И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Смерти должен быть предан человек этот, забросать его камнями должно все общество вне стана". И вывело его все общество за стан, и забросало его камнями, и умер он, как Бог повелел Моше. [Тора, "Числа", "Шлах", 15:32-15:36]
Человек, поднявшийся на уровень, где для него существует день субботний, – это не простой человек. А собирать хворост – значит выискивать в себе такие свойства, которые могут служить горючим.
Т.е. это сознательное прегрешение против самого высокого уровня единения – субботы. И поэтому исправление человека заключается в том, чтобы умертвить свое животное состояние на неживом уровне – камнями.
Это то же каменное сердце (лев а-эвен), которое должно его умертвить. Но зато в следующем кругообороте он преодолевает это состояние и исправляет его. Таким образом, в Торе говорится, что человек должен сам себя умертвить своим же каменным сердцем.
С другой стороны, камень ("эвен") от слова "авана" – понимание, осознание. Поэтому забрасывание камнями – это все большее осознание, без которого он не приступит к духовным действиям.
Сбор хвороста в субботний день – это желание человека найти горючее, чтобы иметь тепло и свет – правую и левую линии. Но за то, что он пожелал подняться на субботний уровень с помощью запрещённых действий, ему положена "смерть".
А если бы он захотел, то мог подняться так, как положено в субботу – отменяя себя. Дело в том, что человек в течение недели заранее заготавливает горючее, хворост, масло для светильников, для отопления, и затем использует их в субботу.
Если же он сам начинает зажигать хворост, т.е. создавать что-то в субботу, то этим отрывается от Творца, который в этот день работает на него.
Суббота – последний день недели, когда проявляется участие Малхут. Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Есод – это шесть сфирот, в которых мы работаем шесть дней.
Последняя сфира, Малхут, сама ничего не делает. Она только заводит шесть предварительных сфирот, действующих с ее помощью, а в субботу получает от того, что в них проявляется.
Если человек желает работать в субботу, как в предыдущие дни, этим он ограничивает свое восхождение. Он не может ничего получить от шести первых сфирот и перейти на следующую ступень, на следующую неделю. И поэтому за прошедшую неделю он смерти подобен.
Шесть дней недели – это шесть состояний, когда мы исправляем свойства Малхут в подобие шести более высшим свойствам: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нецах, Ход, Есод.
А на седьмой день, в субботу, все они соединяются вместе и облагораживают Малхут исправлением. В этом человек уже не участвует, он не может работать с Малхут – только выше нее, над ней, в шести высших сфирот.
Поэтому работа в субботу запрещена. Сказано, что тот, кто работал до субботы, пожинает в этот день плоды своего труда. Ведь когда шесть первых сфирот соединяются вместе и светят в Малхут, то этим человек возвышается и ощущает прилив Творца, Его раскрытие.
А если этого нет, то вся неделя для него ничего не значит. Своим каменным сердцем он поражает сам себя и "убивает" свою душу, т.е. возможность слияния с Творцом в субботу.
Поэтому его исправление заключается в том, чтобы умертвить ту ступень, на которую он не может взойти, побить ее тем же каменным сердцем и начать все сначала. Ничего страшного здесь нет. Это одно из обычных преступлений, которые мы иногда совершаем на духовном пути.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 13.05.2015
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.