Пояснение к пасхальному сказанию.
Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской - заповедь есть мацу дана еще в рабстве, до выхода из Египта в знак будущего спешного избавления, с намерением ко времени неожиданного избавления. Сегодня мы также находимся в рабстве (эгоизма) и наши намерения в этой заповеди есть мацу - приблизить избавление в наши дни, как было с нашими отцами в Египте.
В этом году - здесь. В будущем году - свободные люди - своим намерением, мы желаем приблизить избавление.
Рабами были мы - Творец создал все из ничего в последовательном развитии: от абсолютного отсутствия к неживому, к растительному, к животному, к человеку.
Развитие человека начинается с предыдущей ему стадии - животного уровня. Все, что есть в животном, есть в человеке, кроме пробуждения к слиянию с Творцом. Все существование человеческого вида оценивается лишь по заложенному в нем стремлению к подобию Творцу. Только в этом возвышается он над животным.
Если в человеке нашего мира не возникает стремление к близости с Творцом, он еще находится на ступени животного.
Отсюда поймем необходимость в 4 изгнаниях, предшествующих 4 избавлениям, вплоть до последнего, 4-го ожидаемого нами избавления. Ведь изгнание - это осознание отсутствия того, что раскрывается в избавлении. Ощущение отсутствия и есть подготовка к раскрытию, как сказано, геула (избавление) отличается в написании от гола (изгнание) только буквой Алеф, которая указывает на раскрытие в избавлении Творца, как сказано: "...и все узнают Меня, от мала до велика". Поэтому стремление к раскрытию Творца обретается в изгнании, и как только оно сформировано, человек готов к освобождению.
Таким образом, понятие свободы - очень возвышенное понятие, которое постигается в процессе изучения Каббалы. И массы еще не пришли к этому постижению. Но уже многие начинают осознавать тяжесть порабощения себя своей эгоистической природой и обществом.