Из текста статьи видно, что автор под религией понимает Каббалу, а то, что обычно называется религией считает Мусар или обычаями, культурой народа.
"Простые" вопросы:
1. в чем суть религии?
2. цель ее достигается в этом мире или в будущем?
3. целью религии является благо Творца или благо творений?
Обычные ответы:
1. все знают, что такое религия,
2. награда или наказание ожидает в будущем мире,
3. религия дана на благо творений - для их блага и счастья.
Все ответы неверные! - и они привели нас к кризису!
Творец - абсолютное добро, не может причинить зла, поскольку нет в Нем эгоизма. Наоборот, есть в Нем только желание отдавать и любить свои творения.
Управление Творца - целенаправленное
Все развивается целенаправленно, ступенчато, подобно плоду на дереве, пока не станет сладким и приятным. Но чем более сладок плод в конце, тем он более горек и безобразен в процессе своего развития.
Животное за несколько дней становится самостоятельным, а человеку требуется для этого много лет, потому что он намного более развит. Видно, что управление целенаправленно, а ступени развития обратны последнему состоянии.
Поэтому только, знающий конец действия, каббалист, может оправдать творение. Ведь всегда хорошее отношение Творца вообще не ощущается в процессе нашего развития, прежде чем не достигнем своей законченной формы.
Цель развития задана и обязательна для всех: привести всех к слиянию с Творцом (подобию с Ним в свойстве отдачи и любви), чтобы Он, это свойство заполнило нас.
Два пути развития к заданной цели:
1. путь страданий - медленное и болевое поневольное осознание необходимости выбора добра и отрицания зла.
2. путь Торы и заповедей - добровольное стремление к добру, а потому путь легкий, краткий.
На практике управление нами осуществляется двумя путями одновременно.
Суть религии (Каббалы) - развить в нас осознание зла
Творцу не важны механические действия, а важны действия ведущие к исправлению природы человека.
Развитие - использованием Торы и Заповедей
Занятиями Торой мы достигаем осознания зла эгоизма в нас. А исполнением Заповедей постепенно исправляем зло в добро, получение в отдачу. Все отличие человека развитого от неразвитого - в степени осознания эгоизма как зла. Потому что в этой мере он не мирится с эгоизмом в себе и стремится в любви к людям.
Развитие осознанное и неосознанное
Две силы развития к цели:
1. путь страданий - неосознанная нами природная сила развития толкает нас к цели, без нашего выбора. Включает в себя Мусар (этику), основываясь на земном опыте вреда от эгоизма.
2. путь Торы и Заповедей - желаемая и вызываемая нами сила развития, притягивает вперед к цели быстро и приятно.
Отличие Мусара (этики) от Каббалы
Многие, по незнанию Торы (Каббалы), сравнивают ее с системой Мусар. Но это потому что не достигли раскрытия Творца. Цель и Мусара и Каббалы - поднять человека из эгоизма к любви к ближнему, но Мусар исходит из опыта человека в нашем мире, а Каббала - из постижения Творца.
Мусар основывается на успехе и поощрении общества, а Каббала основывается на успехе и поощрении только Творцом.
Поэтому цель Мусара (этики) - в счастье общества, как его понимает практический разум, опирающийся на жизненный опыт, и вознаграждение - в поощрении общества. Поэтому не может заставить себя отказаться от "полагающегося ему" в пользу общества.
Каббала: постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств, сливается с Творцом, - и выходит из своего узкого мира, полного страданий, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям.
Религия (Каббала) - не ради творений, а ради исправляющегося
Религия (БС имеет в виду Каббала) служит, использующему ее человеку, для достижения подобия Творцу. Раскрытие Творца человеку в мере их слияния, происходит здесь и сейчас - в этом мире.