Бааль Сулам. Суть религии и ее цель (конспект)

Из текста статьи видно, что автор под религией понимает Каббалу, а то, что обычно называется религией считает Мусар или обычаями, культурой народа.

"Простые" вопросы:

1. в чем суть религии?

2. цель ее достигается в этом мире или в будущем?

3. целью религии является благо Творца или благо творений?

Обычные ответы:

1. все знают, что такое религия,

2. награда или наказание ожидает в будущем мире,

3. религия дана на благо творений - для их блага и счастья.

Все ответы неверные! - и они привели нас к кризису!

Творец - абсолютное добро, не может причинить зла, поскольку нет в Нем эгоизма. Наоборот, есть в Нем только желание отдавать и любить свои творения.

Управление Творца - целенаправленное

Все развивается целенаправленно, ступенчато, подобно плоду на дереве, пока не станет сладким и приятным. Но чем более сладок плод в конце, тем он более горек и безобразен в процессе своего развития.

Животное за несколько дней становится самостоятельным, а человеку требуется для этого много лет, потому что он намного более развит. Видно, что управление целенаправленно, а ступени развития обратны последнему состоянии.

Поэтому только, знающий конец действия, каббалист, может оправдать творение. Ведь всегда хорошее отношение Творца вообще не ощущается в процессе нашего развития, прежде чем не достигнем своей законченной формы.

Цель развития задана и обязательна для всех: привести всех к слиянию с Творцом (подобию с Ним в свойстве отдачи и любви), чтобы Он, это свойство заполнило нас.

Два пути развития к заданной цели:

1. путь страданий - медленное и болевое поневольное осознание необходимости выбора добра и отрицания зла.

2. путь Торы и заповедей - добровольное стремление к добру, а потому путь легкий, краткий.

На практике управление нами осуществляется двумя путями одновременно.

Суть религии (Каббалы) - развить в нас осознание зла

Творцу не важны механические действия, а важны действия ведущие к исправлению природы человека.

Развитие - использованием Торы и Заповедей

Занятиями Торой мы достигаем осознания зла эгоизма в нас. А исполнением Заповедей постепенно исправляем зло в добро, получение в отдачу. Все отличие человека развитого от неразвитого - в степени осознания эгоизма как зла. Потому что в этой мере он не мирится с эгоизмом в себе и стремится в любви к людям.

Развитие осознанное и неосознанное

Две силы развития к цели:

1. путь страданий - неосознанная нами природная сила развития толкает нас к цели, без нашего выбора. Включает в себя Мусар (этику),  основываясь на земном опыте вреда от эгоизма.

2. путь Торы и Заповедей - желаемая и вызываемая нами сила развития, притягивает вперед к цели быстро и приятно.

Отличие Мусара (этики) от Каббалы

Многие, по незнанию Торы (Каббалы), сравнивают ее с системой Мусар. Но это потому что не достигли раскрытия Творца. Цель и Мусара и Каббалы - поднять человека из эгоизма к любви к ближнему, но Мусар исходит из опыта человека в нашем мире, а Каббала - из постижения Творца.

Мусар основывается на успехе и поощрении общества, а Каббала основывается на успехе и поощрении только Творцом.

Поэтому цель Мусара (этики) - в счастье общества, как его понимает практический разум, опирающийся на жизненный опыт, и вознаграждение - в поощрении общества. Поэтому не может заставить себя отказаться от "полагающегося ему" в пользу общества.

Каббала: постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств, сливается с Творцом, - и выходит из своего узкого мира, полного страданий, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям.

Религия (Каббала) - не ради творений, а ради исправляющегося

Религия (БС имеет в виду Каббала) служит, использующему ее человеку, для достижения подобия Творцу. Раскрытие Творца человеку в мере их слияния, происходит здесь и сейчас - в этом мире.