Вопрос: Можно ли не ошибаться на духовном пути?
Ответ: По правде говоря, мы не ошибаемся. Мы раскрываем неисправленное желание, которое на самом деле тоже не испорчено, а должно дать нам контраст, разницу между двумя противоположными состояниями. Иначе мы не ощутим само по себе состояние.
Поэтому у нас никогда нет ошибок, нет никаких неполадок. Но противоположное состояние обязано раскрыться. Мы – творения, и не способны ощутить явление само по себе. Мы можем ощутить его только измеряя, оценивая, воспринимая его относительно чего-то другого. Должно быть "я" и "ощущаемое мной", один объект по сравнению с другим.
Само по себе явление невозможно ощутить – это Творец перед созданием творения, когда о Нем даже нельзя сказать, что Он – Добрый и Творящий добро. Для кого Он Добрый? Кому творит добро? Ведь добро можно оценить только в сравнении с уже существующим злом.
Поэтому мы не можем даже говорить о сути Творца, как пытаются рассуждать философы, поскольку нет у нас ни способности воспринять ее, ни слов для ее описания.
Творение начинается с того, что оно противоположно Творцу, хотя бы чуточку отдалено от Него, и это "чуточку" дает творению собственный статус, ощущение одного против другого – черного против белого, "преимущество света - из тьмы", - и тогда есть о чем говорить.
Мы даже не знаем, как может существовать само по себе явление. Разве ты можешь создать какую-то форму, не имеющую никаких различий, границ, характерных особенностей, оттенков цветов – ничего? Ты не способен такое воспринять. Это нечто, что мы не ощущаем. Если нет каких-то оттенков, различий, мы не воспринимаем.
Ведь все наши органы ощущений, как пять земных органов чувств, построены на том, что некое воздействие ударяет по моим нервным окончаниям, - и тогда я получаю какое-то впечатление: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.
Мне необходимы нервные окончания, должно быть столкновение, ударное взаимодействие двух противоположностей – и тогда я ощущаю. Нет удара – нет ощущения. Когда я начинаю ощущать Творца? – Из удара (акаа), столкновения между желанием и светом.
Из урока по статье Рабаша, 24.06.2011
Мы представляем собой желание наслаждаться, которое чувствует себя существующим, получая маленькие "уколы", удары по нему света. Эти маленькие удары создают в нас восприятие реальности, рисуя нам картину действительности, в которой мы ощущаем окружающих нас людей, воздух, мир и самих себя.
Все это возникает от маленьких ударов, которые наше желание насладиться ощущает на себе. И тогда оно получает такое впечатление, будто существует оно и окружающая его реальность. Если бы желание не получало эти маленькие "уколы", бьющие по нему, то не ощущало бы ни себя, ни свою реальность, ни окружающую среду. Так оно существует. И нет ничего кроме этого: желание насладиться, получающее маленькие удары от света.
Самые крошечные удары свет производит внутри желания наслаждений, без всякой осознанной реакции с его стороны, - это наше состояние.
Если желание уже способно развивать реакцию на высший свет, то есть начинает более чутко ощущать эти удары, повышает свою чувствительность к ним - не желает получать их, сопротивляется, намеревается каким-то образом оттолкнуть свет обратно, ответить встречным ударом, - это называется "экран".
Тогда за счет моих сопротивлений, противодействий и столкновений, я начинаю познавать, Кто мне это делает, для чего, что Он от меня желает, что я могу тем самым постичь. В этом и состоит вся наша работа: желание насладиться и удары, столкновения со светом.
Из урока по статье Рабаша, 24.06.2011
"Учение Десяти Сфирот", ч.1, "Вопросы и ответы о смысле терминов".
Вопрос 14: Что такое распространение света (итпаштут)?
Свет, исходящий из сущности Творца и входящий в творение, называется "распространяющимся" светом. В действительности, это не влияет на высший свет, подобно зажиганию свечи от свечи, которое не наносит никакого ущерба первой свече, а называется так только из-за восприятия самого творения.
Не существует каких-то разных светов – находящихся в Творце или в творении. Свет вообще не существует сам по себе. Светом называется впечатление творения на уже ранее находящееся в нем наполнение.
И когда оно вдруг ощущает это наполнение каким-то определенным образом, то считается, что в него входит свет. Свет "светит" нам в той мере, насколько мы реагируем на него – в мере нашей способности его ощутить. А если мы не способны на это, то считается, будто в нас нет света, и свет гаснет, уходит.
Говорится о свете, будто он входит и выходит, о светах, которые "раскачивают" сосуды, совершают какие-то действия. Но на самом деле, свет не изменяет свое воздействие на желание. Сами желания так организованы, что в них все время обновляются информационные гены (решимот) на фоне постоянного света. И потому желание-сосуд по-разному реагирует и ощущает, будто свет протекает через него, меняется, возбуждает его, выходит из него наружу.
Все это следствие нашего неправильного восприятия реальности, которое будет сопровождать нас до самого Конца исправления (Гмар тикун). Нам всегда будет казаться, что изменения происходят где-то снаружи. Точно так же, как мы представляем себе этот мир находящимся где-то вне нас – хотя он весь внутри.
Так же и относительно света, мы говорим, будто свет действует на нас извне – вместо того, чтобы сказать, что это работают информационные гены в нас и все время сменяются, один за другим. И благодаря этим новым генам я ощущаю свет – то есть реагирую на него по–новому.
А в самом свете не происходит никаких изменений, он совершенно неизменный. Нет разложения на 5 или 10 светов, вхождения света в желание или исхода – все это существует лишь в восприятии сосуда, в мере его впечатления на то, что его наполняет. Это ощущение творением своего наполнения и называется "свет".
Речь идет лишь о материи и форме, облаченной в материю. Материя – это желание насладиться. А форму, облаченную в материю – мы называем "светами", "свойствами". Кроме этих двух понятий, мы ни о чем не говорим – ни об абстрактной форме, ни о сути.
То есть свет – это впечатление сосуда на какое-то неизвестное наполнение. А откуда же он знает, что в нем что-то есть? По результатам…
Так же и в нашем мире, если у меня вдруг поднимается температура, то я иду к врачу, и он говорит, что внутри меня есть какой-то вирус. Но откуда он знает, что со мной такое? Он проверяет внешние симптомы, которые указывают на какие-то внутренние процессы.
Материя, сотканная светом из желания
Вопрос: Какой урок нужно вынести для своей работы из того, что реальность относительна?
Ответ: Реальность относительна в отношении постигающего ее человека. Сейчас я раскрываю какую-то реальность, которая представляется мне в моем желании и называется "моим миром".
В моем мире существует скрытие "сверху вниз", обнаруживаемое мною, и мое постижение "снизу вверх". Это раздвоение обязывает меня достичь такого состояния, чтобы движение "сверху вниз" соединилось с движением "снизу вверх" в одно целое на как можно большую глубину.
То есть я должен стремиться к тому, чтобы мое отношение к Творцу снизу было таким же, как отношение Творца ко мне свыше. Как в примере с гостем и хозяином. Если мы совершенно уравниваемся, значит, мы достигли самого глубокого соединения – Малхут мира Бесконечности.
Из урока по статье из книги "Шамати", 27.06.2011
Духовная реальность находится выше времени, движения и пространства – в таком состоянии, которое мы не способны себе представить. Ведь мы все воспринимаем относительно времени, в котором представляем себе движение, или относительно движения, которое представляем во времени, и все это происходит для нас в каком-то месте.
С одной стороны, эти три параметра, в которых мы воспринимаем мир, очень нас ограничивают. Но с другой стороны, именно они дают нам пока единственную возможность ощутить внутри них свою реальность. Если бы у нас не было ограничений временем, движением и пространством, мы бы вообще не воспринимали мир.
Вся наша реальность лежит внутри рамок времени, движения и пространства – хотя сами эти понятия в реальности не существуют! Поэтому тот мир, который мы сейчас воспринимаем внутри этих трех ограничений, называется воображаемым миром.
А когда мы начинаем духовно развиваться, то раскрываем истинную реальность, в которой нет времени, движения и пространства. Мы постигаем ее со своего уровня и выше, то есть продвигаясь вверх, навстречу все большему свойству отдачи, и все сильнее раскрывая корень, который движется нам навстречу, сверху вниз: от абсолютного свойства отдачи – к сокращениям, чтобы иметь возможность нам раскрыться.
Но в самой этой реальности, разумеется, нет никаких изменений – ни снизу вверх, ни сверху вниз. Все распространение миров из мира Бесконечности, разные парцуфим, сфирот, разбиения – вплоть до нашего состояния в этом мире, и наше постижение, при котором мы поднимаемся вверх по духовным ступеням – все это существует лишь относительно постигающего человека.
Внутри него, в его постижении раскрывается такая реальность, которую будто бы до того организовали для него сверху вниз – до того уровня, который он сейчас раскрывает. А он поднялся до этой ступени снизу вверх. Но все это существует внутри человека, и ощущается относительно его раскрытия и исправления самого себя.
Но в действительности, до него не было никаких действий со стороны Творца, а все свершилось в одном исходном действии творения. И даже его мы не способны понять: что значит, что творение не существовало, а потом возникло? Это ведь уже предполагает существование какого-то времени, начала и конца? Но так мы описываем это на своем человеческом языке.
Два этих понятия: распространение миров сверху вниз и постижение реальности снизу вверх – создают то восприятие мира, которое позволяет нам пока как-то существовать. И чем выше человек поднимается по духовной лестнице, тем больший разрыв он ощущает между этими встречными состояниями, понимая, насколько относительно его восприятие и он сам.
По сути, речь идет о желании насладиться, постигающем само себя, свое создание Творцом. Все ступени раскрытия, заключенные внутри одного единственного действия Творца, раскрываются нам постепенно одна за другой, чтобы построить в нас правильное восприятие реальности.
Поэтому нам сейчас необходимы два уровня в постижении – до тех пор, пока они не закончат развиваться в нас за счет наших усилий и желания соединить их вместе. А в итоге, они сольются, и все распространение миров сверху вниз и наш подъем снизу вверх соединятся в одной точке полного слияния, которая называется Малхут мира Бесконечности.
Вопрос: Как влияют на мир наши усилия соединиться во время чтения книги Зоар? Что они изменяют в мире?
Ответ: Нет мира самого по себе. Твои усилия строят тебе эту реальность. Сейчас она кажется тебе такой, какой ты ее видишь. По мере твоих усилий ты создаешь иную реальность, иной мир. Каким ты постараешься его построить, таким он и будет.
У духовного нет образа, нет определенной картины, если человек не формирует ее внутри себя, внутри желаний, которые собрал и соединил воедино.
Необходимо больше думать об этом, чтобы привыкнуть к такому восприятию действительности. Это не связано с духовным постижением. Я говорю о том, что каждый человек в нашем мире, еще не обладающий духовным постижением, может так представлять себе реальность и упражняясь в этом, даже начать получать какие-то чувственные впечатления.
Вопрос: Но как наши усилия соединиться вместе воздействуют на желания самого грубого уровня внутри нас, в которых нет никакой тяги к единству? Возникает такое ощущение, что в самой глубине себя у меня нет никакого стремления, никакого желания соединиться с другими…
Ответ: Я состою из желаний всевозможных видов и форм, всех уровней авиюта (толщины, грубости), включая такие желания, которые не меняются до полного исправления. Эти желания раскрываются во мне во всевозможных сочетаниях, которые я не определяю.
Я должен максимально привести их к духовной форме – то есть к соединению с желаниями, которые кажутся мне чужими и я отторгаю их, ненавижу, не желаю иметь с ними ничего общего: "Кто они вообще такие?! Зачем мне с ними соединяться?..".
Я должен преодолеть это отторжение и постараться соединиться с ними, если у них есть то же стремление к духовному, что у меня. Пока – только с ними. И если мы стараемся подняться над нашим взаимным неприятием и соединиться между собой, то строим "место" для раскрытия более внутренней ступени.
Вопрос: Иногда возникает ощущение, что ты стоишь против стены, изо всех сил стараешься продавить ее – и ничего не сдвигается. Что делать в таком состоянии?
Ответ: Попроси помощи у товарищей…
Из урока по Книге Зоар, 27.06.2011
За последнее время вышло несколько фильмов о восприятии реальности, очень близком к каббале. Люди догадываются, что есть другая реальность, но никто не может ее описать, могут только фантазировать и предполагать. Какой толк от их фантазий, если человек этого реально не видит?
"Учение Десяти Сфирот", ч.1, "Вопросы и ответы о смысле терминов".
Вопрос 16: Что такое время?
Время - это определенная сумма этапов, вытекающих один из другого и следующих друг за другом по цепочке причины и следствия, как, например, дни, месяцы и годы.
Нет времени – есть лишь ощущение изменений, которое порождает в нас чувство течения времени. В духовном это очевидно, а в материальном мире замаскировано, потому в нем перемешивается множество явлений, следствий, изменений, как бы напрямую не связанных с духовным, то есть не зависящих от наших усилий и продвижения.
И потому в материальном мире время неживое и течет "механически", независимо от внутренних изменений в человеке.
А в духовном мире, время – это внутреннее ощущение изменений, проходимых человеком. И потому материальное время и духовное – это совершенно разные понятия. Духовное время может течь быстрее или медленнее, сжиматься и растягиваться – в зависимости от количества изменений, происходящих в человеке.
В материальном мире время зависит от точки, в которой мы находимся. Если мы переместимся в какое-то другое пространство, там будет другое время.
Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 20.06.2011
Время в духовном мире – это количество действий, производимых с творением. И на самом деле, даже в нашем мире, где мы существуем по часам, висящим на стене, и ориентируемся по солнцу, луне, вращению земного шара – все же существует личное ощущение времени, зависящее от насыщенности действиями.
Иногда время для нас застывает и не движется, а иногда пролетает со страшной скоростью. Время - это наше личное впечатление, зависящее от количества происходящих с нами изменений. Поэтому времени как такового нет.
Число изменений, которые должны произойти в нас от сегодняшнего момента и до конца исправления – называются 6.000 ступеней или лет: 2000 + 2000 + 2000. Или три мира БЕА: Асия, Брия, Ецира, которые нам нужно поднять в Ацилут.
Вступление в мир Ацилут и называется течением времени – со ступени на ступень, из года в год. "Год" (шана) – это изменение (шинуй), тот же круг, виток, только на следующем уровне.
Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 19.06.2011
Вопрос: Жизнь в нашем мире выглядит одним нескончаемым страданием с небольшими перерывами, которые позволяют человеку встать на ноги после очередного удара судьбы, чтобы получить следующий.
Такова человеческая история, такова жизнь отдельного человека. Что же это за процесс и где в нем те дары, которые Творец преподносит творению?
Ответ: Представь: в далекой-далекой галактике я окидываю взглядом бескрайние звездные просторы и ищу что-то в этой бесконечности. Я набираю скорость света и медленно преодолеваю миллиарды световых лет, приближаясь к нашей галактике, к нашей Солнечной системе, к нашей Земле. Я опускаюсь на поверхность и обнаруживаю здесь людей.
Трудно вообразить себе шкалу, на которой я сопоставлю столь разные масштабы.
Аналогично этому, мы не понимаем, в какой системе находимся. Мы умеем вести замеры и исследования в своем масштабе, сообразно со своими мерками. Вес мы сопоставляем с тем, сколько можем поднять, расстояние – с тем, что можем рассмотреть, добро и зло – с тем, что для нас хорошо и плохо. Весь наш спектр – крохотный фрагмент огромной шкалы с мизерными различиями.
Однако сейчас мы говорим о духовной системе, в которой вся наша Вселенная неприметно мала, о механизмах, огромных по своим качественным характеристикам. По сравнению с ними, весь наш мир пребывает в одном качестве – в малом эгоистическом желании, которое оживляет малая искра света. Материал этого желания создан как "нечто из ничего" светом, который сюда прорвался, начертив точную проекцию духовного творения.
И вот из этого состояния ты рассуждаешь сейчас о страданиях всего человечества. Верно, таковы наши ощущения, каждый отрицает согласно собственному изъяну и судит по тому, что видят его глаза. Но что ты можешь поделать? Так мы должны двигаться вперед, и более того мы сейчас уловить не в силах. Гигантское полотно развернуто перед тобой, но ты не можешь его разглядеть.
Мы способны лишь слегка уразуметь простой факт: недостаток желаний, недостаток сосудов. Вопросов хватает: "Может ли Творец изменить Себя, неизменного? Может ли Он создать камень, который Ему не поднять? Почему Он изначально не сделал нас совершенными?" Но все эти загадки бесполезны.
Исходя из нашей жизни нужно понять один принцип: мы должны проходить противоположные состояния. Только из этих противоположностей, познавая преимущество света из тьмы, мы формируем сосуды для более высокого, более возвышенного ощущения. Когда у меня появятся готовые сосуды, мир распахнется. Ничто не скрывается от меня за каменной стеной – просто я должен выстроить в себе сосуды, чтобы увидеть реальность.
Это развитие необходимо, и Творец не может осуществить его заранее. Почему? Пока что не знаю. Могу привести некие доводы, но это ничего не даст. Ведь ты от всего отмахнешься: "Не верю! Все равно может!" А других фактов перед тобой нет.
Однако существует правило: преимущество света познаётся из тьмы. Всякая вещь оценивается лишь из ее противоположности. А потому мы обязаны поэтапно проходить эти состояния, формируя сосуды для раскрытия реальности, в которой находимся.
Мы пребываем в мире Бесконечности, но ты этого не чувствуешь. Так развивай свои сосуды. Тебе предоставили возможность развивать, другими словами, исправлять их. Тебе специально дали разбитые желания, противоположные исправленным. Зачем? Чтобы ты рос и собирал их, понимая и раскрывая мир.
Иначе нельзя. Потом ты оправдаешь творение.
Длительный процесс в несколько десятков тысяч лет, на протяжении которого мы страдаем, – это истина в наших масштабах. Однако на самом деле мы не сознаём, в каких масштабах находимся. Кроме этой маленькой "комнаты", есть еще целый мир, которого ты никогда не видел. Ты живешь в редьке, подобно червяку из примера Бааль Сулама.
Вопрос: Но зачем этому червяку рассказывают о Дающем и Его любви?
Ответ: Чтобы ты устремился к этому, чтобы понял: есть цель, ради которой стоит вылезти из редьки. Более того, тебе дают не только понимание, но и средство. Все мы – словно червяки в редьке, но если каждый начнет подталкивать других наружу, мы действительно выйдем.
Так что, решение есть. Пока ты довольствовался жизнью в этом мире, тебе его не предлагали. Теперь же тебя помещают в новую, глобальную систему и дают решение.
С закрытыми глазами перед раскрытой книгой…
Вопрос: Можно ли ускорить развитие желания или этот темп задан изначально?
Ответ: В этом и заключается одно из преимуществ методики исправления, когда вы не ожидаете толчков сзади, а сами устремляетесь вперед.
Как вы можете устремиться из себя вперед? Как вы можете перестать существовать внутри себя, с вашим эгоистическим окружением, и начать выход из себя вовне? Раньше вы все время работали в себе, поглощая от окружения в себя. Как вы можете теперь повернуть этот вектор в обратную сторону?
Это возможно только лишь под воздействием правильного окружения, когда вместо эгоистической среды, предстающей передо мной, я создаю вокруг себя альтруистическое окружение - группу. Она и является источником моего продвижения.
То есть повернуть себя от накопления, наполнения внутри себя – наружу я могу только под влиянием правильного окружения, которое даст мне устремление к этому, поднимет для меня важность этого выше заботы о себе.
Поэтому если мы участвуем в распространении, в учебе, в контакте с товарищами, в конгрессах, мы постепенно проникаемся важностью выхода из себя, важностью ощутить других, почувствовать себя в них существующим.
И тогда на меня начинает воздействовать не центростремительная сила, а центробежная, направленная вовне. И устремляясь к другим, я начинаю раскрывать для себя совершенно новую форму существования. Я начинаю раскрывать в себе иной метод восприятия реальности.
Все, что мы сейчас воспринимаем, мы воспринимаем в себе, внутри себя, когда все концентрируется во мне, и я чувствую, что таким образом устроен мир. Я ощущаю его через свои пять органов чувств, которые получают то, что могут получить, и потому рисуют мне такую картину. Это называется картиной нашего мира.
А если я под влиянием правильного окружения устремляюсь наружу, то начинаю ощущать новое восприятие мира – новый мир, внешний мир, Высший мир, находящийся выше эгоизма. И в мое восприятие реальности уже добавляется ощущение Высшего мира.
Поэтому, выходя из себя, мы обретаем совершенно иное существование. Это и называется вторым измерением, когда я вне себя начинаю воспринимать существующее – невозмущенное мной состояние истинного мира, истинного мироздания. В этом и заключается особенность выхода из себя.
Когда я начинаю существовать в других, у меня появляется ощущение вечности и совершенства, которое постоянно расширяется, поскольку оно не задавлено моим эгоизмом, способным наполниться лишь мимолетным, кратким наслаждением. А вне себя я могу расширяться бесконечно, и потому ощущаю вечность и совершенство.
Вопрос: Вы сказали на лекции, что стекло нам видится зеленым, потому что оно задерживает свет в этой части спектра. Физика объясняет, что стекло зеленое, потому что оно больше поглощает именно "не зеленую" часть спектра, так что "зеленая" проходит насквозь и достигает наших глаз.
Ответ: Я имел в виду, что мы видим то, что задерживаем в себе, в своих свойствах, по закону подобия свойств, а что не можем задержать, подобием своих свойств внешнему свойству, не ощущаем.
Ответ, с первого взгляда, обратный научному объяснению, но надо принять во внимание объяснение не с точки зрения света, а с точки зрения воспринимаемого объекта (сосуда).
См. также объяснение о восприятии реальности: реальность воспринимается нами как находящаяся вне нас, хотя все воспринимается, осознается и ощущается нами только внутри нас – в нашем мозгу.
В каббале речь идет о желании. Нет времени, нет движения, нет пространства – есть лишь состояние. А как же прошлое и будущее? Как же духовные миры? Я их не чувствую.
Так существуют ли другие состояния, кроме текущего, кроме нашего мира? Не знаю, я в них не был. У меня нет оттуда ощущений, решимот. Я не могу сейчас добраться до них и подтвердить их подлинность.
Человек судит лишь по тому, что видит. Это не просто аксиома, а следствие того, что ощущает желание, когда оно развито до такого уровня, чтобы сознавать себя и понимать то, что чувствует. В противном случае мы отрываемся от реальности и уходим в фантазии.
О более высоком измерении говорю не я – мне рассказывают о нем каббалисты, которым я доверяю. Я считаю правдивыми их слова о том, что можно пребывать и в других состояниях. "Стремись к ним, поднимайся к ним, – говорят мне каббалисты. – Они лучше нынешнего". И тогда я двигаюсь от состояния к состоянию – в своем желании, которое я исправляю и улучшаю. Раскрывая его дающим, я проявляю в нем новые состояния.
А в наше время всё человечество переходит на эту вертикальную ось, чтобы двигаться снизу вверх. Горизонтальную ось истории мы завершили, дальше по ней двигаться некуда. Отныне наш путь – наверх.
Из урока по статье ""Дарование Торы", 21.06.2011