Вопрос: Вы используете ограниченный словарный запас и умудряетесь передавать так много оттенков описательной информации...
Вопрос: Вы используете ограниченный словарный запас и умудряетесь передавать так много оттенков описательной информации...
Вопрос: Хочешь- не хочешь, но придется впитать в себя весь окружающий мир...
Статья Бааль Сулама "Свобода воли" начинается словами: "Высечено на скрижалях завета" - читай не "высечено" (харут), а "свобода" (херут), что означает – "освободились от ангела смерти".
Что нужно в этом мире человеку, который пока еще не ощущает высших духовных миров, а просто, как всякое животное, заботится о своей жизни? Тогда самый основной его вопрос – это вопрос о жизни и смерти.
Не случайно написано, что свобода означает освобождение от ангела смерти. А наука каббала – это средство достичь вечности, и это принципиально важно каждому.
Ведь все человечество подсознательно скрывает от себя проблему смерти - она не имеет решения, но низводит всех нас на уровень ничтожных существ.
А все, чем мы занимаемся в этом мире (культура, образование, работа), делается ради того, чтобы скрыть неизбежность смерти. Мы всеми способами стараемся ее отдалить, о ней не думать, будто ее не существует.
Но если этот вопрос встает перед человеком, он ощущает свое полное бессилие, ведь против смерти ничего нельзя сделать.
Мы можем справиться со всем, достичь всего, кроме одного – стать вечными! Неизбежность смерти – отменяет во мне человека.
Поэтому, все, чем занимается человечество, подсознательно следует из одной этой мысли. Мы сами не понимаем, насколько по-другому мы бы смотрели на жизнь, если бы не были смертны.
Все наше отношение к своему существованию, к реальности, к другим людям, к самим себе было бы совершенно иным…
Из урока по статье Бааль Сулама "Свобода воли", 15.04.2010
Наука каббала, отменяющая смерть, этим раскрывает единственное действие, которое мы можем произвести.
Во всем остальном мы действуем вынужденно, полностью находимся во власти природы. Но что мы собственно делаем с ее помощью? -
Мы посвящаем свою жизнь тому, чтобы забыть о смерти, будто принимаем наркотики, чтобы закрыть глаза на правду. Мы находимся, будто в дурмане, в постоянной гонке за деньгами, почетом, властью – в игре.
Но каббала дает человечеству решение этой основной проблемы и объясняет, как обрести вечное существование здесь и сейчас, плавно перейти в дополнительное измерение, не уходя из этой жизни, а вместе с ней.
Это смысл высеченного на скрижалях завета: "Свобода от ангела смерти!". Тора предлагает: "Посмотри, что я тебе предлагаю - смерть и жизнь! Выбирай жизнь!"
Но поскольку эта возможность была скрыта, люди научились забываться, и наше распространение Каббалы должно включать объяснение этой возможности – кроме доброй жизни на земле достичь вечного существования. Когда эта возможность осознается массами, они предпочтут не прятаться от мысли о смерти.
Как показывает практика духовного развития человека, только после первоначального обучения, благодаря воздействию высшего света, человек начинает осознавать (предчувствовать) возможность ощущать себя вечным – в мере сближения со свойством Творца "отдача" (хафец хесед).
Этим человек уже входит в вечность и ощущает себя существующим в бесконечном течении жизни. Это доступно каждому человеку.
Из урока по статье Бааль Сулама "Свобода воли", 15.04.2010
Вопрос: Вы говорите, что каббала позволяет человеку достичь вечной жизни. Но мы видим, что каббалисты тоже умирают? Как же так?
Ответ: Каббалист умирает в твоих глазах, ведь ты не видишь его жизни каббалиста. Ты видишь только его часть – животное тело, которое разумеется умрет, как любое другое животное.
Вечно остается жить его божественная, духовная часть, которую он развил в себе. В тот миг, когда он обретает ее, она начинает ему принадлежать и дает ему ощущение вечного существования. Вечно - свойство отдачи, которое он приобрел, желание отдавать.
Мы начинаем это постепенно воспринимать только на подходе к махсому, когда в нас появляется предчувствие отдачи.
Свет, который начинает доходить до человека, дает ему ощущение того, что значит чуть-чуть приподняться над материей и думать немного иначе, относиться к другим с точки зрения отдачи.
Он еще не находится в отдаче, но уже как-то может к ней прикоснуться. И тогда у него появляется предчувствие, что возможно включиться внутрь этого свойства, ощущения, которое принадлежит вечности.
А до того он не воспринимает, свет еще не достаточно к нему приблизился, и все это будет для человека пустыми словами. Он будет желать поесть, отдохнуть, но вечность – это слишком далеко от меня, я ее не чувствую.
Только начиная ощущать дыхание света издалека, будто веющий на него ветер, он начинает понимать, что в каббале заключено освобождение от ангела смерти. Когда свет приближается к человеку, он приносит ему это ощущение существования вечности.
Это начальное условие для единственного свободного действия, которое мы можем выполнить. А иначе, зачем тебе свобода? Что еще тебе делать в своей жизни, в животном теле?
Все остальное делаешь не ты, а сверху производят над тобой. Единственное, что ты можешь сделать сам – это достичь вечности.
Отдача – это вечное, а получение – временное. Свет Хохма не приходит к нам навечно, а только если воспринимается внутри света Хасадим.
Поэтому, чтобы обрести вечность, нам прежде всего нужно обрести желания отдачи, и тогда в них мы сможем ощутить свою жизнь – вечной.
Из урока по статье Бааль Сулама "Свобода воли", 15.04.2010
Вопрос: Вы говорили, что ближний - это помеха во мне, которая видится мне как ближний...
Вопрос: Почему в науке каббала так важно знать определения слов? Какая от них польза?
Ведь мы видим, что человек должен учиться продолжительное время, чтобы усвоить, что привычные ему слова имеют совершенно иной смысл. Это очень трудно для начинающего…
Ответ: Знать совершенно иной смысл тех же слов – это очень важно, поскольку тем самым мы переходим от земного словаря – к духовному.
Те же самые слова – солнце, луна, Земной шар, человек, части тело человека, животные, звери, семья, соитие (зивуг), поцелуй, объятие – все названия этого мира (в желании получать) мы используем в мире духовном (желании отдавать). Мы даем другое толкование, иной смысл каждому слову.
Бааль Сулам говорит (ТЭС ч.1, Внутреннее созерцание), что мы должны перейти к духовным определениям, толкованиям слов, чтобы они четко уложились в нашем разуме, как в коробке с ячейками, и мы автоматически, услышав какое-то слово, тотчас же понимали его духовный смысл.
Используя те же слова и каждый раз стараясь дать им другой смысл, мы тем самым переходим от экрана, рисующего нам картины этого мира, - к экрану, изображающему нам будущий, духовный мир.
У нас нет других слов для выражения высшего мира, мира сил и действий. Но поскольку эти силы и действия реализуются в нашем мире, мы эти силы и действия (корни) называем именами их следствий (ветвей).
Поэтому мы обязаны знать их духовные определения. Верно, что для начинающих это очень трудно, пока они не освободятся от земного наполнения слова, от его предыдущего толкования – и дадут ему новое.
Человек по мере своего изменения, дает словам иной смысл. Слова "поцелуй", "ноги", "голова" парцуфа останутся физиологическими терминами, но обретут духовный смысл их корней.
Согласно этому изменению, ты также можешь видеть, насколько ты меняешься. В конечном счете, вся наука каббала предназначена для того, чтобы дать тебе вместо земного словаря – словарь духовный.
Что значит "словарь"? – Ты начнешь толковать слова в своем внутреннем ощущении. Ты ощущаешь – и уже поясняешь слово иначе. Ты сам переходишь в тех же словах от ветви – к корню.
Продвигайся, изменяйся внутри – и ты увидишь, насколько ты меняешь значение слов. Это меняется автоматически.
Ведь духовная картина гораздо сильнее земной, поэтому она вытеснит и займет ее место со всеми своими определениями.
Из урока по статье Бааль Сулама "Изгнание и освобождение", 12.04.2010
Вопрос: Можно ли объяснять детям духовные значения слов и рассказов Торы?
Ответ: Дети готовы к этому больше взрослых. Они развивают свои ощущения, свои органы чувств.
Для них нет проблемы начать воспринимать язык в других терминах. Ведь мы говорим им слова, которые они слышат впервые.
Ты можешь показать ребенку стеклянный стакан и сказать: "Это стакан". А можешь объяснить ему, что "стакан" – это ощущение в себе какого-то желания.
И ребенок воспримет эти понятия, потому что у него еще нет никаких определений нашего мира.
Или ты можешь сказать, что стаканом называется стеклянный сосуд, который мы наполняем, и стаканом называется мой внутренний сосуд, который я хочу наполнить.
Ребенок воспримет это естественно, и не запутается, ведь у детей нет двойственности восприятия, как у взрослых.
Дети развиваются в нашем мире точно так же, как мы должны развиваться сейчас в духовном. Это тот же самый путь, тот же маршрут.
Из урока по статье Бааль Сулама "Изгнание и освобождение", 12.04.2010
Каббала говорит знакомыми нам всем словами, но у них есть и материальное толкование, и духовное.
Когда мы только начинаем изучать науку каббала, то все, что она нам рассказывает, мы представляем в образах этого мира.
Потом мы начинаем думать, что она рассказывает о духовном, в том виде, как себе его воображаем. Но это еще не духовное, это лишь мои фантазии о нем – я воображаю себе чертежи и разные образы.
Ведь человеку не просто перейти к восприятию духовного только через качества и свойства, для которых не существует времени, движения и пространства.
Он не способен сразу представить это в таком виде, и поэтому рисует себе разные картины, образы - и так переходит с одного экрана на другой, будто в компьютере – пока не исправит свое восприятие.
Но словарь терминов остается тем же самым. У меня есть тысяча сменяющихся экранов, как в "виндоус", которые описываются теми же словами, но картина все время меняется.
Сначала ты представляешь себе каждый термин как материальное, потом все более и более духовное.
Вместо "руки", "ноги", "объятие слева", "объятие справа", рош (голова), тох (туловище) – ты начинаешь представлять себе свойства, у которых нет никакой материальной формы.
Даже в материальном мире квантовая физика раскрывает, что нет "твердых" частиц: электронов, протонов, мионов – все размазано, это какие-то исчезающие электронные облака, более близкие к понятию свойств.
Но названия остаются прежними, потому что нам больше неоткуда взять названия, кроме как из нашего мира.
Почему мы должны быть настолько педантичны и нельзя изменить ни одного слова? Потому что это слово со своей материальной ветви указывает на высокий духовный корень.
И если мы изменим слова, то перепутаем связи между корнями и ветвями. А это уже будет не наука.
Представьте, что мы в химии поменяем названия веществ, а потом начнем их смешивать по формуле и делать реакцию – мы получим совершенно другое вещество.
Поэтому мы сохраняем один и тот же язык, но все время пытаемся приблизить его восприятие к более продвинутой, истинной духовной форме.
Из урока по статье Бааль Сулама "Изгнание и освобождение", 12.04.2010
Вопрос: Что мне делать, если я даже пять минут не могу сосредоточиться на уроке Зоара? Я не знаю, где это все в себе искать?
Ответ: Нужно, несмотря ни на что, искать, где во мне находятся все эти свойства, о которых говорит книга Зоар.
Если бы больному сказали, что этот текст говорит, как ему стать здоровым, как спастись от беды, банкротства, проблем – он бы жадно заглатывал этот текст, стараясь понять каждое слово!
Он бы старался понять его даже на незнакомом языке, если бы пребывал в страхе и искал в этом тексте спасения.
Но мы не чувствуем страха от недостатка духовного... - и только окружение может вызвать в нас эту потребность.
И неважно, что ты не знаешь, где это в себе искать – все равно ищи! Как будто ты входишь в какое-то новое, темное, незнакомое место и ничего не видишь.
Но у тебя есть фонарик, и каждый раз, как тебе говорят что-то, ты начинаешь светить вокруг себя фонариком – а вдруг найдешь?!
Взрослыми, мы учимся, наполняя наш разум. Но через разум не развиваются ощущения. А когда мы были младенцами, мы развивались слушая и видя, не понимая, что мы слышим и видим. Но именно поэтому в нас развивались ощущения и разум.
Мне рассказывали, говорили "Смотри!" – а я не понимал. Мне указывали на связь между вещами, а я этой связи не видел! – Но именно своими усилиями понять, я развился от животного в человека.
Поэтому и сейчас, желая развить в себе новые органы ощущения и разум, я также читаю и не понимаю, о чем "это" – но мои усилия развивают во мне новые способности – и я начну ощущать и понимать скрытое от моего ощущения и понимания.
Высший мир – он среди нас, надо только продолжить наше развитие от человека нашего мира – к нему.
Старайся разглядеть! Так развиваются органы ощущения. А когда достигнешь ощущений – заработает и твой разум.
Из урока по книге Зоар, 11.04.2010
Духовное – это свойство отдачи, раскрывающееся в связи между душами. Только об этом пишут каббалисты, и кроме этого ничего больше нет. Нет другой реальности!
Мы находимся в мироздании, а все пространство между нами заполняет отдача. Вся эта система, вместе с ее внутренними связями, называется "Творец".
А каждый из нас, кто желает поддержать эту систему и выполнять ее законы, называется "творением".
Сейчас мы не творения и не относимся к системе Творца! Ведь творение – это тот, кто желает находиться в связи с остальными.
Он хочет ее осуществить точно так же, как она существует со стороны природы, скрыто от меня.
Я уже сейчас, сам того не осознавая, нахожусь внутри этой системы, и без своего ведома выполняю все ее законы на 100%.
Я и сейчас нахожусь в окончательно исправленном состоянии "1" (то есть до опускания в наш мир).
Все уже работает в совершенной форме – но работает так со стороны Творца.
Мы потеряли осознание этого состояния, и должны сейчас сами привести себя в сознание – захотеть вернуться в него и раскрыть, где мы на самом деле находимся и как действуем.
Возврат этой системы в прежнее состояние зависит от нашего желания, нашей готовности, наших усилий.
И тогда мы раскроем то же состояние, где уже находимся, но благодаря его осознанию, почувствуем его как состояние "3".
Оно покажется нам ясным, глубоким, полным совершенства – в "613 раз" больше, чем первоначальное состояние.
Нам нужно только правильно понять систему и себя в ней, чтобы начать работать - раскрыть свое настоящее состояние, свою подлинную жизнь.
Вопрос: Почему говорится, что исправление происходит в течение 6000 лет, если в духовном нет времени?
Ответ: Бааль Сулам объясняет в статье "В завершение Книги Зоар", в "Предисловии к Книге Зоар" и в других статьях, что представляют собой 6000 лет.
6000 лет – это ВАК Зеир Анпина, которые обязаны реализоваться относительно Малхут.
А когда Малхут, будучи седьмой сфирой, раскрывает внутри себя все эти шесть свойств, называемые "6000 лет", - это называется "седьмой день", "суббота", "седьмое тысячелетие". Тогда она уже только наполняется ради отдачи.
Поэтому 6000 лет называются годами. Год (шана) происходит от слова "изменяется" (шонэ). Мы должны пройти все эти ступени одну за другой. С одной стороны, речь идет не о годах в нашем мире.
С другой стороны, если мы не ускоряем время, то, согласно связи ветви и корня ощущение времени в нашем мире будет подчиняться своему корню, и тогда процесс исправления действительно закончится через 6000 лет.
Но мы можем своими усилиями изменить протяженность 6000 лет, их суть, сократить их, сжать. В любом случае это будет называться "6000 лет".
Ты не отсекаешь ступени. Но по земному времени это будет меньше.
Из урока по книге Зоар, 04.04.2010
Шамати, статья 86: Необходимо знать, что духовная работа, данная нам Творцом, строится на принципе веры выше знания.
И это вовсе не потому, что мы не способны на большее и вынуждены принимать все на веру.
Мы существуем в мире, ощущаемом в наших чувствах и оцениваемом в разуме (сердце и разум).
Такое восприятие мира называется "знание". "Знание" означает, что я знаю и ощущаю то, что входит в мои органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), - это мой мир. В них я ощущаю реальность.
Все, что я раскрываю в восприятии, называется "внутри знания" (бе тох даат) – согласно моему ощущению и мнению.
Духовный мир находится в "восприятии выше знания", поскольку мною неощущаем и непостигаем (сердцем и разумом, моими органами восприятия и постижения).
Чтобы ощутить его, я должен обрести свойства (желания) соответствующие духовному, "духовное сердце" и "духовный разум".
Все существующее можно разделить относительно моего восприятия на внутреннюю сферу – я, и внешнюю – весь мир вне меня.
Я избирательно воспринимаю все внутренние и внешние воздействия, движимый желанием насладиться. Из такого избирательного восприятия складывается во мне картина "мой мир".
Деление мира исходит из деления души на 2 части: Кетер, Хохма (Г"Э) и Бина, З"А, Малхут (АХАП). До этого деления все они были 5 желаниями - 5 сфирот моей души.
В результате разделения моего восприятия на две части мира, ГЭ остались в виде моих внутренних желаний, и в них я ощущаю свой мир, свое я, а в желаниях АХАП я ощущаю что-то вне себя.
Так сделано специально, чтобы в ГЭ я работал "внутри знания", а если пожелаю работать с АХАП как со своими желаниями, - это будет называться "выше знания". Мое "знание" – внутри себя, а "выше знания" – вне меня.
Если мы хотим постичь духовное, то должны присоединить к себе желания АХАП, - и это называется работой "выше знания". Но это всего лишь термины, означающие отношение к нашим желаниям – внутренним или внешним.
Из вечернего урока по статье из книги "Шамати", 01.04.2010
Я заперт в своей кожуре, которая отгораживает меня от Творца, находящегося снаружи. Я – раб, я не могу сам вырваться наружу.
Каждое мгновение надо мной работает сила, которая автоматически возвращает меня к самому себе – к эгоистическому центру.
Как мне заставить себя обратить внимание на то, что происходит снаружи, чтобы я понял, что это тоже – я?!
И что там я нахожусь вместе с Творцом, там - моя настоящая реальность, там я вне своего животного, там моя душа, вне того эгоистичного "я", которым я сейчас себя представляю.
Это две силы, действующие в природе. И мне нужно так устроить, чтобы вторая (центробежная) сила действовала на меня так же естественно, инстинктивно и неизбежно, как и первая, центростремительная.
Пусть она захватит мой разум и сердце и силой вытащит их наружу! Пусть заставит меня думать о других и переживать за них! Мне это необходимо, ведь без этого мне не найти свою душу...
И тут мне помогает сила каббалистической группы – только она может убедить меня выйти из своего круга и обратить внимание на то, что "вне его".
И когда я меняю свое отношение с "интра" на "экстра", я перестаю беспокоиться о теле и начинаю заботиться о душе.
Я понимаю, что та внешняя реальность, которая казалось мне чужой и была совершенно безразлична – скрывает в себе настоящего меня!
Этот внешний круг на самом деле гораздо дороже мне, чем внутренний – ведь там находится моя душа, которая вечна.
А внутренний круг – это всего лишь животное, которому отпущено каких-то 70 лет.
Но скрытие не дает мне все это увидеть. И когда я начинаю это понимать, то поражаюсь, как же разыгрывает меня Творец…
Из подготовки к уроку, 01.04.2010
Нет у нас другого средства продвижения, иного рычага, с помощью которого я могу продвигаться, кроме влияния окружения.
Если весь я, целиком и полностью, сосредоточен внутри себя, какая сила может направить меня наоборот, изнутри – наружу? Во мне нет таких сил.
Все мои силы действуют "на меня", "ради меня". Как мне создать обратное действие "ради чужих (ближнего)"? Откуда взять такую силу природы?
Для этого нам уготовлено разделение души на две части, я и окружающее, мир. И дана единственная свобода – выбрать что важнее.
Если хочешь достичь духовного – организуй окружение так, чтобы оно стало тебе важнее тебя.
На самом деле это не внешнее окружение, а моя душа, мой АХАП, "одеяния" и "чертоги" моего кли души, которые только кажутся мне находящимися снаружи.
Зависть и жажда почестей - влекут тебя к окружению, частям твоей души. Организуй их искусственно так, чтобы они влияли на тебя.
С нашего уровня дан нам психологический подход, который внутренне является духовным.
Связываясь с этими желаниями (келим), якобы окружающими меня, и будто бы используя свои зависть и жажду почестей, я в сущности привлекаю эти желания обратно к себе, чтобы они были связаны со мной и определяли мне систему ценностей.
Тогда откуда проистекают зависть и жажда почестей? – Из разбиения души на две части, я и мир.
Желая использовать "помощь против него" – против моего эго, я задействую эти мои внешние желания, чтобы они влияли на меня в ответ.
Впоследствии мы раскроем, что мы работаем сами с собой, с нашими желаниями, с нашими свойствами, и все так устроено изначально.
Но без организации окружения нет и никогда не раскроется другая сила, способная взять меня "за ухо" и направить к моим истинным желаниям – к душе. Нет иной силы в мире.
Страдания могут лишь сделать меня более чувствительным, чтобы я пожелал отыскать решение. Но решение будет тем же самым – подставить себя под влияние окружения.
Из подготовки к уроку, 01.04.2010