Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинки тают. (Омар Хайям)
Реплика: Даже в тот момент, когда я читал, у меня вдруг какой-то покой наступил.
Ответ: Конечно.
Вопрос: Вот это понимание жизни? Просто наблюдать?
Ответ: Да.
Вопрос: Что такое просто наблюдать за жизнью? Все-таки я ее проживаю.
Ответ: Как все в ней проходит, движется, развивается, угасает, умирает.
Вопрос: Вот так я просто наблюдаю? Но я же участник всего этого. Это мои близкие.
Ответ: Ты можешь быть участником, смотря как ты это воспринимаешь.
Вопрос: Для вас наблюдение – это что? Вы же все-таки воспринимаете, беды существуют, всё, что вы хотите.
Ответ: Я бы сказал, что я воспринимаю жизнь как медленно текущую реку. И только наши несуразные действия выводят ее из состояния плавного, доброго равновесия.
Вопрос: Как человеку стать наблюдателем своей жизни?
Ответ: Смотри со стороны, и главное – не принимай все, что это про тебя и для тебя.
Вопрос: А как?
Ответ: Что это течет рядом с тобой. И тогда будет все проще, вернее. Я не думаю, что надо воспринимать жизнь, что она относительно тебя все время что-то хочет сказать. Это даст человеку такие внутренние встряски, что он не сможет правильно отнестись к жизни.
Вопрос: Говорится, что все существует для человека. Что тогда в этой фразе?
Ответ: Для того чтобы он увидел себя в этом потоке жизни. Как мы приходим на похороны других, так и другие придут на наши похороны. И так далее. То есть ничего здесь нет неестественного, все плывет.
Вопрос: То есть вот так я и должен бы жить?
Ответ: Да. Это не равнодушие, это просто восприятие жизни.
Вопрос: Это правильное восприятие жизни?
Ответ: Да.
Вопрос: А то, что мы ищем все время смысл жизни? И хорошо бы найти высокий смысл жизни, чтобы к нему тянуться. Где здесь это просто наблюдение, о котором вы говорите? Это исчезает, начинается какой-то драйв.
Ответ: Нет. А что драйв может сделать? Наоборот, если мы хотим увидеть смысл в жизни, то мы должны погрузиться в нее и вместе с нею плыть.
Вопрос: А когда говорится, что всё в человеке, о чем идет речь, что всё во мне?
Ответ: Что "всё в человеке" – и правильное, и вредное отношение к миру, к людям, к себе. А человек должен все-таки настраивать себя на то, что всё в мире действительно плывет. Это огромная река. И если он хочет в нее броситься, я не думаю, что это верно. Лучше все-таки наблюдать.
Вопрос: Куда втекает эта река? Известно, что реки куда-то втекают.
Ответ: Эта река – да. Как и в Торе написано: Гихон, Пишон. Эти реки втекают в систему Высшего мира: в рай, в ад и так далее.
Вопрос: Но хочется все-таки в рай втечь. Или нет такой мысли у человека?
Ответ: Бросься в эту реку, закрой глаза и пускай тебя несет. И не думай. Потому что Тот, Кто все это сотворил, Он определяет все.
Реплика: Я помню простой пример. Когда я ем, я ем быстро. И яблоко так же ем. А вы вдруг рассказали, как Рабаш садился, очищал яблоко и так не торопясь его ел. Я помню, что от этого почему-то было впечатление какого-то отношения к жизни.
Ответ: У него было очень серьезное отношение. К каждой минуте у него было серьезное отношение. Очень серьезное!
Реплика: Почему-то этот пример так вошел ко мне. Хотелось бы вот так...
Ответ: Возьми яблоко, тарелку, нож, сядь и начни очищать, и отрезай кусочки очищенные…
Вопрос: Так и живи?
Ответ: И живи.