Вопрос: Что означает: "Не занимать места, и тогда я буду во всех"?
Ответ: На самом деле под понятием "не занимать места" имеется в виду не занимать места своим эгоизмом. Тогда я нахожусь везде, во всем пространстве, во всей вселенной. Я выхожу на уровень, когда физического пространства не существует, потому что я отменяю себя эгоистически – отменяю его влияние на себя.
Реплика: Вы часто говорите, что мы должны прийти к такому состоянию, чтобы максимально чувствовать не себя, а других.
Ответ: Об этом пишется во всех каббалистических книгах. Если мы так поступим, то придем к условию Первого Сокращения (Цимцум Алеф), когда я прекращаю ощущать себя в себе.
Это невозможно передать словами, но такое состояние реально. Ты одновременно находишься везде, ощущая всех, в слиянии со всеми, в нахождении во всех, и не чувствуешь себя как самостоятельную субъективную единицу. Ты только ощущаешь, что не существуешь в виде субъекта.
Вопрос: Как это происходит относительно вас?
Ответ: Я не могу это описать. У меня нет для этого слов.
Каббала описывает действия, которые человек должен сделать внутри себя со своими силами: отдача, получение, экран, толщина эгоизма, привлечение света (какого именно), взаимодействие с тем или с этим. То есть каббала оперирует чёткими физическими величинами и физическими явлениями-ощущениями.
Поэтому каббалисты и изобрели такой язык, чтобы можно было как-то передать такие ощущения из одного мира в другой. Но это неудачный язык, он всё равно не может ничего объяснить.
На самом деле этот язык годен для тех, кто уже находится в ощущении Высшего мира. Им становится понятен язык каббалистов. А для тех, кто не находится в нем, он остается непонятным. Поэтому, когда мы читаем Тору или другие книги, написанные каббалистами, мы воспринимаем сказанное там в земных образах.
Нам очень трудно переключиться на то, что говорится о качествах, свойствах, силах, ощущениях сближения-отдаления, о силах, которые называются всевозможными неживыми, растительными, животными и человеческими именами. И хотя каббалисты очень стараются, но это мало помогает.
Сколько лет вы читали и слышали статьи Рабаша и мои объяснения. И видите, сколько времени проходит, пока не происходит какой-то внутренний щелчок, и начинается новое понимание прошедшего материала – работа над ошибками.
Но это больше не языковое, а чувственное понимание.
Реплика: Вы в своё время тоже пытались разобраться в этом, как в математике, и пришли к состоянию, что ничего не понимаете. И только через какое-то время вы ощутили это внутренне и стали понимать этот язык.
Ответ: Я пытался всё воспринять на уровне сил, процессов. А здесь вдруг возник чувственный образ, который обязывал работать над собой.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как овладеть всем миром?"