Духовный корень времени
Реплика: Обычный человек считает, что он сам все делает в этом мире: "Я такой удивительный, такой изумительный, такой прекрасный". А в каббале человек осознаёт, что на него влияет система. Он начинает чувствовать эту систему и понимает, что это не он. И так он начинает постигать самого же себя.
В этом огромная разница между двумя слоями: внешним восприятием мира и внутренним восприятием, которое присуще человеку, занимающемуся каббалой.
Ответ: Да, это так. Но мне трудно говорить об этом, потому что я все-таки ощущаю мир немного по-другому, чем остальные. Мне иногда тяжело включиться в человека, который чувствует только то, что ощущает. Я уже не представляю себе такого.
Я пытаюсь приблизиться к нему, объяснить ему мою философию, мировоззрение, ощущение. Но, как правило, не очень-то преуспеваю в этом. Это тяжело. Мы видим это у всех каббалистов.
Ведь у человека нашего мира не хватает духовного органа ощущения. Поэтому мы привлекаем его как ребенка "игрушками", "сладостями", пока он не начинает сам включаться в процесс собственного развития и в нем уже ощущать высший мир.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Неужели я – марионетка?"
Реплика: Игаль пишет: "Просыпаюсь в поту. Был уверен на 100%, что это реально со мной происходит, а это сон. Но если это так, то, может, и сейчас я сплю? Может, вся эта моя жизнь – сон? И жена, и дети, и работа, и война – сон? Если это так, то я бы хотел проснуться. Меня многое в этом сне не устраивает".
Ответ: Страхи его одолевают.
Реплика: Одолевают страхи. Ему не нравится этот сон. Вот он спрашивает: "Все-таки наша жизнь – сон или нет?".
Ответ: Наша жизнь – сон, но на самом деле на другом уровне. То есть не на уровне страданий или нет, а на уровне существования вообще. Мы находимся не в правильном понимании, ощущении мира. И потому можно назвать это каким-то сном. Но, в общем, мы можем от этого сна избавиться, проснуться.
Реплика: Дальше он спрашивает: "Как проснуться?"
Ответ: Как? Эта методика и есть каббала.
Реплика: Он спрашивает: "Когда я проснусь, реальность, которая будет, она лучше или хуже?"
Ответ: Реальность сама по себе может не меняться. Ты, твой взгляд, твои ощущения изменятся. К лучшему.
Вопрос: И это означает, что я проснусь?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть в реальности может быть та же война, вы говорите?
Ответ: Это неважно.
Вопрос: А что значит, если есть война, а я проснулся? Каково мое ощущение? Реальность – война есть.
Ответ: Ты видишь, с одной стороны, что идет война, что люди убивают, умирают и так далее. Но, с другой стороны, ты видишь в этом необходимое действие армий, народов и так далее, которые между собой вступают в такие взаимоотношения. И в итоге это приводит к лучшему.
Вопрос: То есть я вижу, что бы ни происходило, все ведет к лучшему? Это называется "проснуться"?
Ответ: Да.
Вопрос: Что такое "лучшее", в таком случае?
Ответ: Лучшее – это близость к Творцу.
Реплика: Здесь вы непоколебимы.
Ответ: Да. Тут ничего не добавишь.
Реплика: Еще его вопрос: "А может быть такое, что я буду уверен, что я проснулся, а это, оказывается, снова сон? И так бесконечно".
Ответ: Да. Ну и что? Откуда ты знаешь, что ты проснулся или нет?
Реплика: Вот этот вопрос: как я буду знать, что я проснулся?
Ответ: Никак.
Вопрос: Вот так и суждено нам жить?
Ответ: Нет, не суждено вообще так существовать. Но есть такие состояния, которые называются "кругообороты жизни", когда мы таким образом существуем.
Вопрос: Из сна в сон, из сна в сон?
Ответ: Да, некоторые такие действия. Но, в принципе, мы все приходим к абсолютному выходу за границы нашего мира. И тогда мы видим его снаружи.
Вопрос: И что мы видим?
Ответ: Видим, что всем управляет единственный Творец, и мы вокруг Него.
Вопрос: Что это за сила такая – Творец?
Ответ: Это сила, которая, постепенно обучая нас, приводит нас к состоянию полной гармонии.
Реплика: И последний вопрос: "Все-таки лучше просыпаться или же нет?" – спрашивает он.
Ответ: Просыпаться надо. Для того чтобы достичь все большего и большего действительного состояния. И чтобы ушли все сны, все фантазии, чтобы всё ушло из нашего мира.
Тогда бы мы не воевали, не залезали бы ни в какие дурные слова, дурные дела, дурные поступки.
Вопрос: Вы имеете в виду отношения между нами?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.05.2024
Сменить сон или совсем проснуться?
Реплика: Вы как-то объясняли, что существует слой душ, которые общаются друг с другом, а на самом деле контактируют на каком-то духовном уровне, даже не осознавая этого.
Ответ: Да, мы действительно существуем на духовном уровне, но только не ощущаем этого. Как, к примеру, младенец, который родился в нашем мире, его записали во всех реестрах, на него уже работает множество людей, поставляя ему пищу, пеленки и всё необходимое, а он этого не ощущает.
Но он находится в этой системе. Система полностью заботится о нем, реагирует на него.
Так и мы находимся в духовной системе, только не ощущаем ее. А система реагирует на нас и поставляет всё необходимое для нашего продвижения. Но в нашем случае все зависит только от нас, от нашего желания.
Вопрос: Переходя на следующий этап, человек воспринимает то же самое совершенно иначе? Например, тот же слой нашей беседы.
Ответ: Конечно, иначе. Он начинает ощущать систему, в которой он существует: как она реагирует на него, как он может на нее влиять, что значит "он сам". Он постигает себя относительно нее.
Все-таки для человека есть разница, младенец ли он или маленький ребенок, или взрослый.
Реплика: Понимание этого – очень интересная вещь. По-моему, только каббала позволяет это сделать.
Ответ: Когда человеку раскрывается тот мир, то мироздание, в котором мы существуем на самом деле, для него это самое высокое наслаждение, которое безгранично наполняет его! Мы же созданы этим светом, этим восприятием, этой вечностью, совершенством, гармонией.
Поэтому сегодня, когда мы находимся вне ее, наша жизнь представляет собой абсолютное страдание. Но за неимением лучшего мы довольствуемся этим, как человек, родившийся в тюрьме, не ощущает, что может быть что-то другое. Попробуйте выпустить его из тюрьмы, он сразу же захочет вернуться назад, поскольку не сможет ориентироваться в другом мире.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Неужели я – марионетка?"
Вопрос: Я часто замечаю, что когда вы хотите передать какую-то определенную духовную картину, вы закрываете глаза. Почему вы так делаете?
Ответ: Чтобы сосредоточиться. В принципе, закрыты у меня глаза или открыты – это не имеет отношения к ощущению высшего мира.
Просто это нужно для того, чтобы сконцентрироваться на учениках и передать им информацию, ведь очень трудно вывести ее изнутри наружу, облачить в какую-то земную форму. Необходимо сосредоточиться, чтобы тебе не мешали образы, звуки, запахи. Все мешает, все очень мешает!
Я помню, когда рядом с местом, где мы занимались с Рабашем, проезжала карета скорой помощи, он отключался. Если где-то тихо-тихо работал трактор, издавая далекий монотонный звук, ему было очень тяжело сосредоточиться.
А у меня проблема еще большая. Во-первых, я – не он, он был громадина, с одной стороны. С другой стороны, передо мной триста учеников, я должен чувствовать их, а чувства все-таки включают и земные ощущения тоже.
Получается, что малейший звук, какой-то стук, кто-то что-то сказал, кто-то что-то неправильно понял – и я уже начинаю выходить из своего намерения, из своей концентрации. Поэтому мне очень важно, чтобы было тихо. Отвлекает даже запах или что-то в этом роде.
Нам кажется, что каббалист уходит в себя, погружается внутрь, как йоги. Нет. Его погружение внутрь происходит одновременно с обострением всех земных чувств. Я не могу даже передать, насколько!
К примеру, мы идем и разговариваем с Рабашем, вдруг в его туфли попадает маленький камешек, буквально какая-то горошинка, и она мешает ему сосредоточиться. Это вообще не вяжется с тем, что мы привыкли думать о высшем мире.
Каббалисту все это представляется одним единым целым, и он становится чувствительным ко всему. Он не уходит, не уплывает куда-то, наоборот, каждая частичка, каждая связь в мире становится для него очень важной, он видит это единение и взаимное влияние. Весь этот мир ему-то и нужен.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Сверхчувства каббалиста"
Создать новый сенсор восприятия мира
Вопрос: Вы говорите, что при чтении Книги Зоар мы совершенно не чувствуем, как на нас влияют духовные силы, как много исправлений происходит во время ее изучения. Получается, если человек ничего не чувствует, это не означает, что ничего не происходит?
Ответ: Конечно! А разве мы чувствуем, что протекает в нашем организме? Мы ощущаем лишь миллионную долю того, что происходит, а все остальное проходит мимо наших органов чувств, мыслей. Мы ничего не улавливаем, не успеваем ничего обрабатывать.
Вопрос: Обычно я могу о чем-то судить, когда что-то ощущаю. Вы говорите: если я не чувствую, значит ничего не происходит. Так все-таки влияет ли изучение Книги Зоар на людей?
Ответ: Дело в том, что, с одной стороны, мне важен тот цельный мир, в котором я нахожусь на самом деле, а не тот, который мне кажется. Я хочу узнать полную картину мира, как он воздействует на меня. И то, что я не ощущаю сегодня, я смогу почувствовать завтра. Поэтому, в первую очередь, мне очень важно ощутить этот мир. Во-вторых, я работаю в той части мира, которую чувствую на самом деле.
То есть существуют два мира: раскрытый и скрытый. Я понимаю, что должен пытаться сделать так, чтобы полностью раскрыть все, что существует вокруг меня и соединиться с общим мирозданием.
Для этого и нужна каббала. Поэтому она называется наукой о получении. Получение – то есть раскрытие всеобщего полного мироздания, чтобы я чувствовал себя не в рамках нашего мира, не в рамках моего тела, а в совершенстве, в вечности, в полной гармонии со всей природой, ощущал себя ее интегральной частью, таким же вечным, как она.
Вопрос: Допустим, обычный человек начинает изучать Книгу Зоар. Влияет ли на него даже просто чтение какого-то отрывка?
Ответ: Влияет, даже если он просто слышит и не понимает. Все равно он находится в каком-то контакте, поскольку все, что происходит в нашем мире – это некий контакт через материю нашего мира, представляющую собой желание.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Скрытое влияние Зоар"
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинки тают. (Омар Хайям)
Реплика: Даже в тот момент, когда я читал, у меня вдруг какой-то покой наступил.
Ответ: Конечно.
Вопрос: Вот это понимание жизни? Просто наблюдать?
Ответ: Да.
Вопрос: Что такое просто наблюдать за жизнью? Все-таки я ее проживаю.
Ответ: Как все в ней проходит, движется, развивается, угасает, умирает.
Вопрос: Вот так я просто наблюдаю? Но я же участник всего этого. Это мои близкие.
Ответ: Ты можешь быть участником, смотря как ты это воспринимаешь.
Вопрос: Для вас наблюдение – это что? Вы же все-таки воспринимаете, беды существуют, всё, что вы хотите.
Ответ: Я бы сказал, что я воспринимаю жизнь как медленно текущую реку. И только наши несуразные действия выводят ее из состояния плавного, доброго равновесия.
Вопрос: Как человеку стать наблюдателем своей жизни?
Ответ: Смотри со стороны, и главное – не принимай все, что это про тебя и для тебя.
Вопрос: А как?
Ответ: Что это течет рядом с тобой. И тогда будет все проще, вернее. Я не думаю, что надо воспринимать жизнь, что она относительно тебя все время что-то хочет сказать. Это даст человеку такие внутренние встряски, что он не сможет правильно отнестись к жизни.
Вопрос: Говорится, что все существует для человека. Что тогда в этой фразе?
Ответ: Для того чтобы он увидел себя в этом потоке жизни. Как мы приходим на похороны других, так и другие придут на наши похороны. И так далее. То есть ничего здесь нет неестественного, все плывет.
Вопрос: То есть вот так я и должен бы жить?
Ответ: Да. Это не равнодушие, это просто восприятие жизни.
Вопрос: Это правильное восприятие жизни?
Ответ: Да.
Вопрос: А то, что мы ищем все время смысл жизни? И хорошо бы найти высокий смысл жизни, чтобы к нему тянуться. Где здесь это просто наблюдение, о котором вы говорите? Это исчезает, начинается какой-то драйв.
Ответ: Нет. А что драйв может сделать? Наоборот, если мы хотим увидеть смысл в жизни, то мы должны погрузиться в нее и вместе с нею плыть.
Вопрос: А когда говорится, что всё в человеке, о чем идет речь, что всё во мне?
Ответ: Что "всё в человеке" – и правильное, и вредное отношение к миру, к людям, к себе. А человек должен все-таки настраивать себя на то, что всё в мире действительно плывет. Это огромная река. И если он хочет в нее броситься, я не думаю, что это верно. Лучше все-таки наблюдать.
Вопрос: Куда втекает эта река? Известно, что реки куда-то втекают.
Ответ: Эта река – да. Как и в Торе написано: Гихон, Пишон. Эти реки втекают в систему Высшего мира: в рай, в ад и так далее.
Вопрос: Но хочется все-таки в рай втечь. Или нет такой мысли у человека?
Ответ: Бросься в эту реку, закрой глаза и пускай тебя несет. И не думай. Потому что Тот, Кто все это сотворил, Он определяет все.
Реплика: Я помню простой пример. Когда я ем, я ем быстро. И яблоко так же ем. А вы вдруг рассказали, как Рабаш садился, очищал яблоко и так не торопясь его ел. Я помню, что от этого почему-то было впечатление какого-то отношения к жизни.
Ответ: У него было очень серьезное отношение. К каждой минуте у него было серьезное отношение. Очень серьезное!
Реплика: Почему-то этот пример так вошел ко мне. Хотелось бы вот так...
Ответ: Возьми яблоко, тарелку, нож, сядь и начни очищать, и отрезай кусочки очищенные…
Вопрос: Так и живи?
Ответ: И живи.
Вопрос: "Я себя не люблю, а вы говорите: "Возлюби ближнего как себя". Может быть, сначала нужно полюбить себя? Но как?"
Ответ: Начинай любить других, и тогда ты увидишь, насколько любишь себя. Только тогда человек начинает понимать, что на самом деле он жуткий эгоист!
Вопрос: Обычно эту фразу действительно переводят так: "Дай мне сначала полюбить себя, а потом я буду разбираться с другими". А вы говорите не так. Устремись к другим, полюби других, и тогда ты увидишь, как любишь себя.
То есть человек должен насильно сделать такое усилие и начать пытаться любить людей. Тогда в нем появится какая-то горечь? В нем появится что?
Ответ: Он увидит, что он разделен на свою внешнюю и внутреннюю части, и на самом деле он любит только себя, и только ради этого он готов существовать.
А дальше, если он понимает, что он должен себя переделать, то ему уже будет необходима какая-то методика исправления.
Вопрос: Вот такие люди нас находят?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Постичь любовь к другим из любви к себе
Вопрос: Если все, что находится снаружи – это мое "я", то какой смысл тянуть все на себя?
Ответ: Тяни на себя, говори, что это все не твое эгоистическое, а что все это – ты.
Почувствуй, что другой – это ты. Какой же этот другой? Это твоя часть, отрезанная от тебя духовным ножом, которая кажется тебе посторонней. Тебе дается такая иллюзия.
Наше свойство на уровне "человек" представляется в наших ощущениях чужими людьми. Наше животное желание, которое мы чувствуем, как телесное, представляется в виде животного мира.
Еще в нас существует растительное желание, так же как у нашего тела есть волосы и ногти. То есть растительный уровень наших желаний ощущается нами как растительный мир. Неживой мир внутри нас – это все минералы, все элементы, звезды, галактики, кажущиеся нам существующими вне нас.
На самом деле все, что я вижу вокруг – это четыре уровня желания. Те из них, которые внутри меня существуют частично, я считаю своим "Я", а те, которые я вижу вне себя, я не считаю моим "Я".
Поэтому мне надо осознать, присоединить к себе все, что вне меня, и понять, что это моя непосредственная интегральная часть, даже более дорогая мне, чем та, которая во мне. И когда я ее проинтегрирую, присовокуплю, прилеплю к себе с помощью любви к ней, именно в ней я смогу ощутить высшую силу, свою высшую жизнь, свое вечное состояние.
А сам я всего лишь маленькая точка относительно всего этого "Я", которое находится снаружи. А что находится сейчас во мне? Что значит "Я"? На самом деле животное тело, которое мы считаем существующим, – это иллюзия. И есть еще точка – начало души. А вся душа – это все, что вне меня.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Весь мир – это я"
Вопрос: Если мое восприятие рисует мне внешнюю картину мира, и эта внешняя картинка – тот же самый я, в чем тогда смысл переходить в состояние отдачи ближнему, если он и есть я?
Ответ: Ты никогда никому ничего не отдаешь. То, что ты делаешь в своей жизни, – это развиваешь свое восприятие, занимаешься самопознанием, самопостижением, самораскрытием. Только лишь!
Все, что находится вне тебя – это твои личные органы ощущений, которые специально выглядят чужими, не относящимися к тебе, чтобы ты, привлекая их к себе, развил вместо эгоистического желания стремление к отдаче и любви, и обнаружил, что все это на самом деле твое. Это твои свойства, твои желания.
В мире нет ничего, что не принадлежало бы тебе. Присоединяя к себе эти так называемые объекты, – на самом деле это силы, свойства, желания, – ты формируешь из себя сосуд для ощущения Творца, Высшего мира.
А то, что существует что-то вне тебя, якобы не твое, чужое – это все иллюзия. Это ты сам!
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Весь мир – это я"
Что находится за пределами интеллекта человека?
Трехмерное пространство плюс время, эти четыре измерения – фикция, иллюзия? Их нет или они есть?
Вопрос: Духовный мир – это система Творца. Как можно воспринимать эту картину?
Ответ: Я воспринимаю ее в системном виде, в виде сил. Зачем мне видеть перед собой красивые картины?
Допустим, ты видишь у себя на мониторе картинку – написано, что там 18 миллионов цветов. Ну и что? На самом деле это рисуется тебе электрическими векторами.
Зачем же мне находиться на уровне внешней картинки, если я могу быть на уровне векторов? Они дают мне более сильное ощущение внутренней яркости, если сравнивать возникающие чувства в нашем мире и в мире духовном.
Реплика: Допустим, можно сфантазировать внутри себя ситуацию и как бы воплотить во внешнее…
Ответ: А зачем? Если я могу передавать тебе без модема свое восприятие, а ты мне свое, зачем тогда нам нужна техническая связь с микрофоном и динамиками? Зачем, если на духовной ступени мы оба ощущаем внутри себя непосредственно одну и ту же картину?
Ты ощущаешь по-своему, я по-своему, но мы чувствуем одно и то же – разные восприятия, ощущающие одно и то же явление.
Вопрос: В чем ошибка нашего мира, когда мы уходим во внешнюю форму? То есть любой человек, который что-то почувствовал, придумал, он воплощает это вовне. А как он может воплотить эту вещь внутри себя и передать другому?
Ответ: Духовное можно передать другому, только если у нас общий экран.
Реплика: Но в нашем мире люди передают информацию через живопись, песни, какие-то другие вещи.
Ответ: Да, так они передают свои ощущения другим. А те строят на этих ощущениях свои ощущения, может быть, совершено неадекватные с тем, что хотел выразить автор.
В нашем мире каждый чувствует по-своему, мы не можем совместить свои ощущения. А в духовном мире ты можешь этого добиться, когда вы постигаете одну и ту же духовную ступень.
Допустим, я нахожусь на 15-ой духовной ступени. Ты достигаешь ту же ступень, мы встречаемся на ней и получаем абсолютно одинаковую информацию, поскольку достигли абсолютно одинакового исправления.
Каждый из нас точно подходит под эти условия (номер 15), и у нас нет никаких проблем с тем, что мы с тобой по-разному воспринимаем из одного источника – каждый в соответствии с корнем своей души, но из одного источника. Поэтому мы описываем одни и те же явления по-разному, но при этом знаем, что в своем источнике они одинаковы.
Вопрос: А как взять человека и провести его именно по этим ощущениям?
Ответ: Никак. Ты не можешь провести слепого по своим ощущениям, у него нет глаз. Конечно, ты можешь рассказать ему о том, что ощущаешь. Но что он из этого сможет себе представить?
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Внутренний мир человека"
Вопрос: Как можно объяснить человеку, что такое высший мир, который намного сильнее, богаче, чем наш мир?
Ответ: Это невозможно объяснить. Я могу сказать лишь одно: то, что ты сейчас ощущаешь, ты ощущаешь в своих желаниях. Твои нынешние желания очень-очень маленькие.
Высший мир можно почувствовать, только когда ты расширяешь свои желания за счет их соединения с другими. То есть все сердца и все разумы мира, которые находятся рядом с желаниями, ты объединяешь в себе одном, чтобы реализовать эти желания. И так каждый.
Затем каждый, собрав в себя весь мир, соединяется с другими. А потом, представляя собой объединение в квадрате, каждый еще раз соединяется со всеми. Это уже третья духовная ступень. И таких ступеней 125. Иными словами, это многократное вложение вселённых друг в друга душ.
Представляете, какой мощи достигается ощущение, когда ты просто вбираешь в себя всё, что может вобрать в себя мир, все сердца и все разумы. А потом это всё увеличивается в квадрате, в четвертой степени и так далее.
Таким образом получается общее сознание – общая душа "Адам". И ее мощи нет количественного выражения.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ощущение Творца"