Записи в разделе 'Восприятие реальности'
Постигая духовный мир

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли много людей будет смотреть на одно духовное явление, каждый постигнет в мере подобия своих органов чувств. И поэтому каждый видит свою форму. (Бааль Сулам. Шамати 3. По поводу духовного постижения)

Каждый постигает духовное в своих келим (сосудах). То, что раскрывает один, нельзя даже сравнить с постижением другого. Разве я могу войти в него и начать примерять его келим на себя? Мы все постигаем в своем желании, а не в желании товарища.

Вопрос: В чем разница этих желаний?

Ответ: Разница чисто индивидуальная, невозможно объяснить. Например, слыша какой-то звук, ты можешь сказать, что он частотой 400 Гц, на такой-то высоте и такой-то силы, но все равно ты не можешь сравнить это с тем, как его воспринимает товарищ, потому что ощущаешь его внутренне, в себе, а товарищ – в себе.

Вопрос: Если мы постигаем духовные объекты каждый в своих келим, то каковы наши шансы на взаимное понимание и настоящее духовное объединение над всеми различиями?

Ответ: Вы не будете ощущать различия. Постигая духовный мир, вы, наоборот, станете ближе друг к другу и будете лучше понимать друг друга.

Из урока по статье из книги "Шамати", 26.12.2023

Смотри в себя!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Слепой старец сидел в тени храма. Прохожий спросил его: "Прости за мой вопрос, но как ты ослеп?" "Я слеп от рождения", – ответил старец. "Чем ты занимаешься?" – спросил прохожий.

"Я астроном, – ответил тот. – Я наблюдаю за солнцем и звездами". "Но ты же их не видишь!" – удивился прохожий. "Вижу", – ответил старик. – Они здесь". И он приложил руку к своей груди.

Можно так жить: ты слеп и не слеп, в результате и ты зрячий, ты глухой и в то же время слышишь музыку, музыкант? То есть человек не чувствует свою ущербность. Можно?

Ответ: Конечно. Потому что все наши органы чувств, в принципе, исходят из нашего эгоизма. Если бы мы не имели этих органов чувств, мы могли бы быть совершенно другими.

Вопрос: Если от меня отрезается этот орган чувств: допустим, я слеп, как этот старец, который говорит: "Я при этом еще астроном", - то как мне не чувствовать, что я слеп?

Ответ: Смотри в себя. 

Вопрос: Что я там увижу?

Ответ: Увидишь все: небо, звезды, всё! В себе.

Вопрос: И если я, допустим, глух, я могу быть музыкантом? И я услышу музыку?

Ответ: Все, что хочешь. Тебе не нужны твои пять органов чувств. Тебе твое тело не надо! Если бы у нас не было тела, мы были бы такими счастливыми и совершенными.

Вопрос: То есть в этом случае я не чувствую никакой своей ущербности, если я как бы живу с собой?

Ответ: Да.

Вопрос: Научите. Как так жить? Как к этому прийти? Это так хорошо звучит.

Ответ: Этого не объяснишь.

Вопрос: Тогда последний вопрос по поводу мудреца. Он сказал: "Я астроном несмотря на то, что я слепой". Почему мы замираем, глядя на звезды?

Ответ: Потому что это противоположная нам часть вселенной, в которой мы существуем. И она сразу же говорит нам о своей бесконечности и нашей конечности.

Вопрос: То есть я вижу в этом бесконечность? И ее можно найти и в себе, как он?

Ответ: Ее можно найти в себе. Ты можешь соединиться с этими звездами. Ты можешь почувствовать, как они существуют.

Вопрос: И этим я как бы перехожу в это состояние бесконечности?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тот, кто не слышит природу, болен

Сверхлюди или люди, чувствующую природу?

Космос внутри человека

Всему виной деньги

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему именно деньги, как эквивалент исчисления, являются основой всех проблем в мире?

Ответ: Потому что это эквивалент нашего вложения друг в друга. Я дал – значит, мне положено взять.

Вопрос: А если убрать деньги, тогда не будет проблем?

Ответ: Если убрать все общее, совершенно никому не принадлежащее, когда все находятся по отношению друг к другу как одно общее целое: или я получу, или я отдам, или другой получит, или даст мне, – и всё это абсолютно эквивалентно в моих ощущениях, лишь тогда можно говорить о полном отсутствии денег.

Деньги – это покрытие моего отношения к другим. Ничего с этим не сделаешь.

Вопрос: То есть в нашем мире проблемы не исчезнут, даже если пропадут деньги?

Ответ: Нет. Только когда мы поднимемся в своих чувствах над собой, тогда этот мир сам по себе просто исчезнет, потому что он существует лишь в наших ощущениях.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Всему виной деньги"

Тот, кто не слышит природу, болен

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Был такой южноафриканский писатель, философ – Лоренс Ван дер Пост. Он писал о жизни среди бушменов пустыни Калахари.

Он описывал, что бушмены были шокированы тем, что он не мог услышать звезды. Сначала они думали, что он шутит или врет.

Когда они поняли, что он на самом деле не слышит звезды, то предположили, что он очень болен. Потому что бушмены знали, что любой, кто не слышит природу, должен быть болен самой тяжелой болезнью из всех.

Вопрос такой: у нас у всех в этом мире наоборот – того, кто слышит звезды, отправляют к врачам. Скажите, пожалуйста, кто все-таки болен – тот, кто слышит звезды или не слышит?

Ответ: Насчет звезд я сказать не могу.

Реплика: Подразумевается, наверное, все-таки природа.

Ответ: Да. Тот, кто не слышит природу, он, конечно, болен. Он отрезан от природы, и жалко его. 

Вопрос: Что такое «слышать природу»?

Ответ: Слышать природу – это значит быть близким к ней. Близкий к природе – это человек, который воспринимает все окружающее как отношение Творца к нему. И потому он не видит в этом ничего плохого. Вплоть до своей смерти, в которой тоже не видит ничего плохого: приходит – приходит, и я ухожу.

Вопрос: Можно так жить: тепло, спокойно?

Ответ: Конечно. Это внутренний голос в себе, который надо просто раскрыть.

Реплика: Но нас лишили этого слуха, слышать природу.

Ответ: Это наш эгоизм, который замыкает нас в себе и не дает никуда свернуть.

Вопрос: То есть для него лучше, чтобы мы не слышали природу?

Ответ: Это злая сила, которая действует параллельно с доброй силой, но мы даем преимущество этой злой силе.

Вопрос: А как нам затосковать по природе, по этому слуху?

Ответ: Пытаться проникнуть внутрь природы – это связь с Творцом. Мы должны пытаться приблизиться к Нему. И тогда у нас все получится.

Вопрос: Но это требует пояснения. Для обычного человека Творец – что это?

Ответ: Всё, что вокруг нас.

Вопрос: Это всё Творец?

Ответ: Да. И даже всё, что внутри нас, – это всё Творец.

Приблизиться к Нему – это значит раскрыть свои ощущения так, чтобы между тобой и Творцом не было бы никаких границ, преград. И тогда ты почувствуешь, что вообще весь мир наполнен тонким пением. Я бы так сказал.

Реплика: Красиво! Скажите, это нам необходимо для нашего выживания?

Ответ: Дело не в том, чтобы выживать в этом мире. А дело в том, чтобы быть с ним в гармонии. А она вот таким образом приходит.

Вопрос: Сейчас очень многие оставляют города, уходят в какие-то забытые деревни, в заброшенные дома, восстанавливают, и даже в леса, и там живут. Что это в большей степени? Это уход от страданий или всё-таки поиск?

Ответ: Это поиск гармонии, когда мне хорошо от того, что есть у меня. Я удовлетворяюсь этим, доволен этим. Ничего мне больше не надо, ни к кому претензий. Так и живу. Это неплохое отношение к миру.

Вопрос: В свое время вы рассказывали, что когда-то настоящие хасиды, каббалисты, всё оставляли и почти на год уходили. Без ничего. Без хлеба, без денег уходили в мир. Что это был за уход такой? Это был поиск этой гармонии, как вы говорите?

Ответ: Да. Это называется «уход в изгнание». Но на самом деле это было изгнание из себя. И очень многие так делали. Это было не только в России. Это было и в Средней Азии.

Вопрос: То есть это не только иудаизм? Это еще и другие религии?

Ответ: У многих народов, да.

Вопрос: То есть они уходили услышать этот тонкий звук, о котором вы говорили? Именно это их вело?

Ответ: Да. Они не были отшельниками, они вращались среди людей, но стремились к тому, чтобы быть максимально независимыми. Они таким образом стремились ощутить Творца.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сверхлюди или люди, чувствующую природу?

Отгораживаясь от мира

На "ты" со вселенским разумом

Смотри в себя! (клип)

Как прийти к тому, чтобы никогда не чувствовать ощущения ущербности себя, мира? Почему мы испытываем трепет, глядя на звезды?

Отношение к скрытым факторам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правило, человек видит, что на него что-то влияет, но он не понимает – как. Он не может предсказать, что с ним произойдет через минуту, две, три.

Каким должно быть его правильное отношение к этим скрытым факторам, чтобы он мог нормально двигаться вперед в соответствии с тем путем, который ему предназначен?

Ответ: Человек должен понять, что он движется инстинктивно, согласно тому, как природа подталкивает его. Ничего другого он предложить себе не может. Это трезвый подход. Нельзя сказать, что он лучше или хуже, просто это то, что у нас есть.

Вопрос: Как увеличить КПД этого пути? Или это невозможно и достаточно просто трезво подходить к жизни?

Ответ: Я не представляю, как можно определить КПД нашего развития, если на сегодня оно практически ведет нас к взаимному уничтожению. Поэтому КПД здесь отрицательный. 

Вопрос: Если взять группу людей, объединенную каким-то принципом, идеей, подобием, может ли у нее быть свое отношение к скрытым факторам в развитии? Можно ли говорить о группе людей как об индивидууме, который развивается, принимает решения, воспринимает что-то?

Ответ: Если мы возьмем группу ученых, которые взаимосвязаны и ставят перед собой определенные задачи, то, конечно, мы можем смотреть на них как на одного человека, который стремится чего-то достичь.

Но если мы говорим о человечестве, то оно еще не вышло на тот уровень, когда у него есть четко определенная задача, которую хотели бы решить все люди, независимо от своей общественной организации.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023

Нерешаемые задачи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В точных науках есть такая вещь, как нерешаемая задача, когда ученые доказывают, что какие-то задачи решить невозможно. Например, в астрономии есть задача трех тел, которую нельзя решить в общем, только касательно частных случаев. Или задача о проблеме остановки, где доказано, что алгоритмически ее решить нельзя.

Это правильно или нет? Существуют ли проблемы, которые невозможно решить ни на каком уровне? Или всё это частные случаи?

Ответ: Я бы сказал, что это задачи, которые человек ставит перед собой, исходя из ограниченности своего познания и выводов. Поэтому говорить о том, что природа, в принципе, непознаваема, нельзя. Можно только сказать, что мы пока еще не можем ее познать. 

Но говорить, что это вообще закрыто от человека, мы не можем. Ведь и в прошлом люди думали так о каких-то объектах и границах познания, а потом это стало все больше раскрываться на макро и микроуровне. В нашем распоряжении очень мало данных, чтобы утверждать, что есть какая-то четкая граница нашего познания.

Вопрос: Человек всегда будет стремиться к познанию или это желание в нем может пропасть?

Ответ: Я думаю, что всегда. Будут подъемы, спуски, всевозможные периоды в развитии, как доказывает история человечества. Но, в общем, процесс познания – это процесс наполнения себя, и он безграничен.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы не знаем сами себя

За пределами ограниченного познания

Ограниченность в познании

Мы не знаем сами себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее десятилетие в теоретических точных науках сформировалось такое ответвление, которое называется наука о темных данных.

Она исследует, каким должен быть научный подход к набору данных, которые мы не в состоянии познать, но знаем, что они существуют и каким-то образом, не очень понятно каким, воздействуют на нас.

Здесь возникает следующий вопрос. Человечество во все времена своего развития не могло точно определить границу, что оно может познать до определенного предела, а что – нет. Оно словно двигается с завязанными глазами. Почему в восприятии человека это полустерто? 

Ответ: Дело в том, что мы действительно не знаем себя, и в этой же мере мы не знаем то пространство, тот объем информации, в котором существуем. Поэтому здесь могут иметь место только всевозможные домыслы, а это уже не наука.

Нам надо просто продолжать идти теми же маленькими шажками, которыми мы идем, и будущее потихонечку раскроется нам еще, еще и еще. Каждый день мы все-таки познаём что-то новое. Поэтому, хотя я говорю о непознаваемом, но предполагаю, что это непознаваемое познаваемо. 

Вопрос: Познание – это ощущение или какое-то другое чувство?

Ответ: Познание – это ощущение слияния нашего внутреннего мира с чем-то внешним, т.е. соединение двух плоскостей, двух восприятий.

Вопрос: Идеальное познание – это включение всей действительности в себя или себя во всю действительность?

Ответ: Но мы же этого еще не осознаём, поэтому говорим об этом только теоретически.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стремление к постижению

Ограниченность в познании

Непостижимый объем информации

Стремление к постижению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если взять духовное развитие человека, то он движется к ощущению, что его восприятие ущербно, его познание никогда не сможет быть полным? Или там есть какой-то другой потенциал?

Ответ: Вопрос в том, до какого уровня мы сможем позволить себе фантазировать. То, что мы постигаем – постигаем. То, что развиваемся – развиваемся. То, что познаем свою ограниченность, тоже верно. Но смиримся ли мы с этим? Вряд ли. Всё-таки мы – существа, которые желают знать, ощутить, постичь.

И здесь у нас действительно возникает проблема. С одной стороны, вопросов намного больше, чем ответов. Но, с другой стороны, это хорошо, поскольку указывает на то, что перед нами еще большой пласт неизведанного познания. Поэтому будем продолжать.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ограниченность в познании

Непостижимый объем информации

Вопросы без ответов

Ограниченность в познании

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует множество типов людей согласно своему развитию. Кто-то не чувствует скрытого объема данных, т.е. скрытых факторов, воздействующих на них.

А есть много людей, в частности ученых, которым это не дает покоя. Они ставят это целью своей жизни. То есть человек чувствует реальность, скрытую от него, и от этого страдает.  Какой смысл вкладывается в это природой?

Ответ: Это удел человечества, которое должно ощущать свою неполноценность в познании. Благодаря этому ощущению оно идет вперед. Но позна́ем ли мы всю природу, будет ли она раскрыта перед нами или в нас, – вопрос остается открытым, ответить на него нельзя.

Конечно, мы стараемся войти в эту неопределенность, познать, развиться, ощутить, – об этом нет речи. Но дело в том, что по мере накопления знаний, особенно в последнее время, мы свыкаемся с тем, что не все нам дано, не всё мы сможем познать, и, очевидно, огромный объем знаний так никогда и не будет нами постигнут. Вселенная раскрывается нам во все большей своей непознаваемости.  

Вопрос: Это интересно. Человечество считает, что мы движемся от незнания к познанию, а вы сейчас говорите прямо противоположное.

Ответ: Да, по мере своего развития человечество начинает постигать свою ограниченность в познании, в ощущении.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Непостижимый объем информации

Вопросы без ответов

Ограниченное мировосприятие

Непостижимый объем информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ощущение человека, что есть нечто скрытое в мироздании, что ему недоступно, является положительным для него?

Ответ: Этот вопрос существует на всех уровнях природы, даже растительной. Ведь все стремятся к чему-то большему – к познанию, постижению и так далее.

Но у человека наблюдается особое развитие вопросов, и он все время ищет на них ответы. Тем не менее, в наше время мы приходим к выводу, что природа настолько разнообразная, гибкая, безграничная, что нам, в принципе, ее не понять.

Вопрос: То, что мы готовы смириться с тем, что есть нечто недоступное для нас, – это нормальное отношение со стороны человека или нет? Или должно быть какое-то более прагматичное отношение?

Ответ: Нет, я думаю, что это нормальное, взрослое отношение. То есть мы понимаем, что не в наших силах охватить весь объем информации, ощущений, постижений, который есть у природы.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вопросы без ответов

Как получить ответ на вопрос о смысле жизни?

Безграничное восприятие информации

Вопросы без ответов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Известный в своих кругах физик-теоретик, Нобелевский лауреат Ричард Фейнман говорил: «Есть вопросы, на которые мы не знаем ответов, не потому что поставили их плохо или неправильно, а потому что мы просто не знаем. Возможно, нам придется прожить с этой неопределенностью».

Что вы можете сказать по этому поводу?

Ответ: Мы существуем в каком-то объеме природы, но мы не знаем даже ту часть, в которой живем, с которой контактируем. Поэтому трудно сказать, что нам нужно еще открыть, чтобы ответить на вопросы: кто мы, что мы, где мы и так далее. Вопросов множество, а ответов практически нет.

Чем дальше мы развиваемся, тем больше у нас появляется вопросов. Даже те ответы, которые мы получили ранее, кажутся нам сегодня уже какими-то неполными, неявными, неясными. Вот так мы и живем.

Вопрос: Почему человеку дается такое ощущение, что есть что-то скрытое от него?

Ответ: Во-первых, это есть и у животных. Они тоже существуют в мире, который им не совсем ясен.

Но у человека это больше находится в области познания. Тут нам, конечно, с животными не сравниться – у нас намного больше вопросов, причем теоретических, исходящих не из нашего существа, а из нашего разума, нашего развития, его неполноты, неполноценности. Но всё-таки мы как-то с этим справляемся.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как получить ответ на вопрос о смысле жизни?

Свет отвечает на вопросы

Где искать ответы на животрепещущие вопросы?

Расширить диапазон своих ощущений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы можете привести примеры духовного мира или описать его?

Ответ: Описать невозможно! У меня нет слов для того, чтобы описать духовный мир! Поэтому каббалисты выдумали свой язык или взяли язык нашего мира, чтобы описать духовные корни.

Но тогда ты все равно представляешь, как будто в духовном мире есть объекты нашего мира. Когда я говорю: "Мужчина, женщина, дети, деревья", – ты представляешь их в духовном мире такими же, как и в нашем мире.

В первую очередь, надо оторваться от земных образов, как Авраам разбил своих божков.

Поэтому я не должен описывать, что происходит в Высшем мире. Так и сказано: "То, что постигнете, ощутите вы и никто другой". Это невозможно передать! Ты должен добраться до этого сам и постичь. 

И тогда мы с тобой, ощущая одну и ту же картину, сможем обмениваться нашими впечатлениями. Нам будет понятно по нашему общему языку, о чем мы говорим.

Надо начинать работать над собой на расширение диапазона своих ощущений. А до этого ничего не сделаешь. Ты будешь смотреть на остальных: "Какие они маленькие! Какие они глупые! Какие они ограниченные! Как они ведут сами себя к еще бо́льшим страданиям!", – и тоже ничего не сможешь сделать.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ограниченность зрения и слуха"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Можно ли описать духовный мир?

Как передать познание духовного мира?

Духовные цветы под духовным солнцем

Тот, кто не слышит природу, болен (клип)

Среди бушменов пустыни Калахари человек, не слышащий звезды, считается тяжело больным. В нашем мире человека, слышащего звезды, отправляют к врачам. Так кто же все-таки болен?

В ограниченной картине мира

каббалист Михаэль ЛайтманМы находимся сейчас в мире Бесконечности, в котором бесконечное количество образов, связей, всевозможных свойств.

Но мы воспринимаем его таким, как наш мир. Мы строим в нем какие-то "игрушки", что-то делаем, поскольку не желаем расширить свое впечатление от него.

Мы отгородились от того бесконечного, особого мира, в котором на самом деле живем, и вместо того чтобы расширить свое восприятие, ощутить, что он из себя представляет, мы заигрываем, забалтываем себя, практически лжем себе, и так существуем.

Нам дан какой-то отрезок существования, называемый "наша жизнь". В этих рамках нам дается возможность расширить границы своего восприятия настолько, чтобы выйти за пределы телесных органов ощущений, начать воспринимать окружающий мир не так, как он рисуется нам с помощью пяти материальных органов чувств. Наше зрение и слух настолько ограничены, что дают нам очень маленькую картинку, которую мы называем "наш мир".

Каббалисты вообще не считают его существующим. Они говорят: "призрачный мир, надуманный мир", потому что на самом деле он не имеет ничего общего с истинной картиной, которая раскрывается, если ты начинаешь расширять свое впечатление, раскрывать настоящее мироздание. 

А мы что делаем? Обманываем себя в течение всей жизни. Внутри маленькой картинки мира, которую воспринимаем, мы начинаем играть во всякие игрушки, кино. Жаль!

Но поскольку есть программа творения, от которой мы никуда не денемся, то в этой ограниченной картинке мира, которая нам прокручивается в пяти органах чувств, мы начинаем постепенно ощущать острый недостаток: "Мало. Хотим больше. Плохо нам. Необходимо выйти из этого состояния".

И все равно мы пытаемся каким-то образом забалтывать себя, крутимся чтобы перестать ощущать кризис. На самом деле это кризис нашего восприятия мироздания. Природа подталкивает нас к тому, чтобы мы поднялись, расширили свое восприятие, начали ощущать вечную совершенную картину миру, существующего вне нас.

Но мы не желаем, упираемся, пока не пройдем такие страдания, которые нам уже не позволят оставаться в этой картинке и не начнем связывать наши страдания с ограничением своего восприятия. И тогда мы должны будем себя менять.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ограниченность зрения и слуха"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир – отображение наших свойств

Иллюзия мира

Как мы воспринимаем мир

Страница 7 из 217« Первая...56789...Последняя »