Духовное воспитание намного быстрее развивает в детях получающее желание. Эгоизм растет, восстанавливая равновесие по мере того, как мы обеспечиваем детей средствами отдачи, которые позволяют справиться ним.
Как следствие, в возрасте 7-9 лет у ребенка появляются такие устремления и способности, каких не найдешь у 30-40-летних взрослых.
Наше тело не играет здесь никакой роли, изменения в нем незначительны. Человек оценивается по подвижкам и переменам в душе. Мы еще увидим, как эгоистическое желание в детях растет сообразно с той мерой исправления, которую способна обеспечивать душа. Природа, высшее управление всегда сохраняет этот баланс.
В "Учении Десяти Сфирот" (ТЭС), с девятой части и далее, описывается взросление души: периоды зарождения, вскармливания и зрелости. Ребенок сумеет пройти эти этапы, не дожидаясь окончания средней школы.
Действительно, почему бы в возрасте 13 лет, ему не стать "мужчиной" – иными словами, обрести масах и приступить к работе по преодолению, получая ради отдачи, во взрослом состоянии (гадлýт)? Тогда к 20-летнему возрасту у него будет власть над всем своим желанием, а в 70 лет он придет к концу исправления.
До некоторой степени так и происходило во времена Храмов. Дети получали соответствующее воспитание, и, как сказано, от Дана до Беэр-Шевы не было ребенка, не знавшего духовных законов.
Тут всё зависит от окружения. К примеру, если бы мы организовали коммуну и воспитывали в ней наших детей, то разве не росли бы они на изучении свойств получения и отдачи, учась работать с ними?
Да и сегодня наши дети пропитываются духовным воспитанием, несмотря на "вирусы", которыми заражает их школа. У них другой подход, они умеют анализировать себя и мир. При этом они не повторяют услышанное или заученное, а говорят действительно от "первого лица", самостоятельно проводя наблюдения и делая выводы.
Посади такого ребенка рядом с каким-нибудь профессором, и ты увидишь, что разговора не получится. Не по вине ребенка.
Из урока по статье Рабаша, 07.01.2011
Вопрос: Вы говорите, что если правильно растить новое поколение, то оно перейдет в духовный мир естественным образом, не погрязая в своем эгоизме.
Как это сочетается с тем, что человек выходит к свету из тьмы, раскрывая в себе зло?
Ответ: Мы находимся в очень большой системе душ, созданной Творцом. Сейчас вместо этого нам представляется телесное существование и нарушенная взаимосвязь. Причина лишь в одном – в нашем скудном, неверном восприятии. А потому нам нужно узнать, изучить, как перейти к правильному восприятию.
Если бы мы пришли к каббалистам в юном возрасте, то получили бы от них воспитание, которое должны получать дети. Воспитывать – значит сопровождать ребенка по мере того, как в нем растут желания и вспыхивают порывы, вызванные сменой решимот по мере естественного развития, и снабжать его средствами, чтобы он мог справляться с ними, правильно выстраивать их, сплетать из них верное отношение к миру.
Сегодня мы учим наших детей тому, как эксплуатировать мир, эгоистически наслаждаться им, использовать всех и вся. Вместо этого мы должны научить ребенка альтруистическому, приветливому отношению к миру, любви. Тем самым он просто получит от нас другую методику воспитания, не более того.
"Как же тогда проявится его дурное начало?" – спрашиваешь ты. Дурное начало никуда не делось, оно продолжает расти, а мы, сообразно с этим, обеспечиваем детей средствами его исправления.
Так зачем же мне обучать взрослых, которые тоже переходят с животной ступени на человеческую, если я могу заняться детьми? Все они в наши дни рождаются с неизбывными вопросами о жизни. Не дожидаясь, пока они вырастут и обрастут "животными" желаниями, я могу сразу же научить их быть людьми.
Ведь, так или иначе, родители обязаны дать воспитание своему ребенку. И если уж я ставлю себе целью отдачу и любовь к ближнему, то неужели я обучу своего сына чему-то другому? Разумеется, я буду учить его тому, чем дорожу сам.
Наш долг – обеспечить своих детей методикой, которая выведет их на человеческую ступень. Мы отлично видим, что происходит в государственной системе просвещения. А потому, само собой, надо сделать все возможное, чтобы наши дети получили духовное воспитание.
Вопрос: Если человеку необходимо реализовать свою свободу воли, то не отбираем ли мы ее у детей, обучая их каббале с раннего возраста?
Ответ: Мы обучаем их именно тому, как использовать свою свободу воли! Ведь состояния каждый раз меняются, эгоизм растет, изменяется окружающее общество.
И ребенку в каждое мгновение нужно заново решить: с кем он хочет быть, как относиться, как воспринимать, что делать. Если они все время будут так правильно работать относительно окружения, то замечательно разовьются.
Всем известен кризис подросткового возраста, когда дети бунтуют. Надо использовать это чудесное свойство и ни в коем случае его не подавлять. Оно позволит детям легко перепрыгнуть из материального в духовное.
Нужно только правильно подготовить детей до этого возраста, чтобы годы взросления (12-15 лет) стали для них годами духовного подъема – выхода в духовный мир!
Для этого нужно заранее дать детям такое воспитание, чтобы потом могли реализовать его на практике. Природа намеренно закладывает в наших генах такой период внутреннего взрыва – на уровне гормонов, эгоизма, желания властвовать.
Именно в этом возрасте нужно работать с человеком, чтобы поднять его в духовное – а потом он уже начинает "стариться". От 20-ти лет и далее, человек уже начинает двигаться в сторону кладбища. Он "выходит в жизнь", попадает в общество обывателей и занят только тем, как обеспечить себя в материальном мире.
Нужно начать воспитывать ребенка с 6-7 лет, чтобы до такого возраста, когда он уже входит в подростковый период и становится взрослым, он получил возможность правильно действовать - вырасти и стать "большим" в духовном смысле. Нельзя упустить именно детские годы – потом будет уже поздно!
Это все равно, что начать учить человека грамоте в 20 лет – представляете, сколько возможностей он упустит в своей жизни. А здесь речь идет об основах природы, которые закладываются в ребенка. Мы учим его, как правильно организовать внутри себя все желания, все свойства.
Это совершенно необходимо, поэтому мы так заботимся о создании системы образования по методике каббалы.
Подростковый возраст – это очень важная, решающая точка. Именно в ней должны проявиться результаты воспитания – и весь успех зависит от предыдущих лет: от 6 до 11 – а дальше начинаются проблемы: гормональный взрыв, внутренняя борьба.
И нужно заранее позаботиться, чтобы на этот момент, у ребенка уже была методика и правильное окружение, позволяющее преодолеть этот критический период, использовать этот взорвавшийся эгоизм, как подъемный кран, чтобы как раз с его помощью, над ним, подняться.
И тогда мы немедленно получим взрослого духовного человека. В эти годы дети с легкостью могут пройти махсом. Они готовы на все! В них есть такая отчаянная решимость, взрослый человек не способен вытерпеть такие страдания, как подросток, в котором пока пылает огонь. Можно из этого делать чудеса.
Природа не случайно заложила такой период в процессе нашего развития. Вся наша надежда в воспитании из ребенка духовного человека - именно на этот возраст: скажем, начиная с 6-7 лет и до 14-15.
А потом уже почти ничего нельзя сделать, очень трудно. Он уже вышел в "жизнь". Ты обращаешься к человеку, который окружен разными жизненными проблемами: возраста, пола, трудоустройства, службы в армии, думающего только о девушках и материальном успехе. Все эти заслоны уже не дадут ему тебя услышать.
Нужно начать рассказывать ему о каббале с самого детства, чтобы это вошло в привычку, которая "становится второй натурой" – до того, как он окунется во "взрослую жизнь".
И тогда ребенок будет проходить подростковый бунт – но использует его правильно! Творец нарочно провоцирует нас на этот бунт эгоизма, чтобы мы именно над ним поднялись. Если мы поднимаемся над этим эгоизмом, как на гору ненависти, гору Синай ("сина"/ненависть), то получаем духовную ступень.
Нужно воспользоваться этой возможностью, которую дает природа! Как бы мне помогло, если бы во мне и сейчас так взрывались и горели желания, как когда-то в детстве. И если мы при этом находимся рядом с ребенком и заботимся о том, чтобы правильно направить его и показать, как с этим работать – можно очень быстро сделать из них больших каббалистов. Я надеюсь, что у нас это получится.
Если не использовать эту данную нам природой возможность, потом будет очень трудно наверстать. Поэтому сказано, что воспитывая ребенка, ты словно пишешь на чистом листе, и это совсем не то же самое, что писать на уже исписанном, пытаясь стереть кем-то написанное…
Поэтому воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. А иначе ребенок не растет как человек – а просто как животное, ведь его будут учить только, как искать наполнение для своего тела, своего эгоизма. По определениям каббалы – это значит выращивать животное, желание насладиться.
Только если есть правильное сочетание двух сил: получения и отдачи, тогда это называется человеком. Так давайте решим, кого мы хотим вырастить, и с самого раннего возраста (по крайней мере, с 6-7 лет) начнем готовить детей к возрасту взросления, чтобы вынести максимальную пользу из всех этих лет.
Я уверен, что если была проделана правильная подготовка, ребенок под влиянием этих сильнейших, внутренних порывов подросткового возраста может войти в духовный мир, подняться на вдруг выросшую в нем гору ненависти. Все переживания взрослого человека, ищущего духовное – это просто ничто перед таким горением. Вот чего нам всем очень не хватает…
Вопрос: Что такое деньги? Почему они так интересуют людей?
Ответ: "Деньги" (кесэф) – означают экран, от слова "покрытие" (кисуфа). Это свет Хасадим, который покрывает, скрывает эгоистическое желание, и потому дает возможность получить весь свет Хохма.
Поэтому в материальном мире деньги имеют такую большую ценность и на них можно купить все, что угодно. Любая вещь имеет денежный эквивалент, и все измеряется деньгами.
А в духовном все измеряется анти-эгоистическим экраном, тем, какое у тебя есть покрытие из света Хасадим. Им определяется величина, высота, сила человека, ведь согласно этому облачению он может принимать свет Хохма.
Итак, есть эгоистическое использование такого понятия, как "деньги", и использование "ради отдачи". И соответственно ритуальные сосуды в Храме разделяются на "серебряные" (серебро/кесэф от слова покрытие/кисуфа) и "золотые" (золото/захав от слов "дай это"/зе-ав).
Есть такое понятие: "карманные деньги" (которые иногда дают ребенку) – это деньги, которые необходимы человеку, чтобы чувствовать себя защищенным от "нищеты", то есть иметь необходимое покрытие для своего желания насладиться.
"Карман" – это получающий сосуд, а карманные деньги – это покрытие точно соответствующее моим получающим желаниям/сосудам, позволяющее мне удерживаться на минимальной ступени отдачи, Нефеш, как "хафэц-хэсед", не нуждающийся в большем наполнении.
Каждый определяет меру необходимого покрытия согласно своей ступени. Но если у ребенка возникает вопрос, на что потратить полученные деньги, это уже не называется "карманными деньгами", потому что выходит за рамки обеспечения необходимых потребностей (купить завтрак в школе или даже конфету или мороженное, что для ребенка тоже в какой-то мере считается необходимым).
Из урока по статье "Каббала и философия", 04.01.2011
Провел беседу "Младенческий возраст" в рамках новой ТВ программы "Прокладывая путь".
Мои собеседники:
Лимор Софер-Петман, детский психолог, психотерапевт,
Эли Винокур, контент-менеджер отдела воспитания
Видео, ч.1 (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио, ч.1 (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео, ч.1 (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио, ч.1 (ивр.): Открыть | Скачать |
|
Видео, ч.2 (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио, ч.2 (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео, ч.2 (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио, ч.2 (ивр.): Открыть | Скачать |
|
Беседа "Прокладывая путь. Виртуальная связь"